ГРУДНОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ РЕБЁНКА [ breastfeeding ] Грудное вскармливание ребёнка - это естественное кормление ребёнка молоком его матери.
Во время беременности среда в полости матки является средой для развития клеток, тканей, органов и соматических систем зародыша. Нормальное внутриматочное развитие является необходимым условием для выживания и дальнейшего развития новорожденного ребёнка после родов.
Все потребности новорожденного в питательных веществах удовлетворяются при его естественном кормлении материнским молоком. Грудное молоко матери соответствует индивидуальным динамическим особенностям пищеварения и метаболизма веществ в организме её грудного ребенка, возможностям всех его систем.
Лактация - это совокупность процессов в организме женщины, результатом которых является синтез, резервирование и выведение молочными железами женщины молока, предназначенного для питания новорожденного ребёнка. Динамика лактации и состава грудного молока: (молозиво ──► переходное молоко ──► зрелое молоко) синхронны с динамикой потребностей новорожденного и способствуют адаптации новорожденного к внеутробному существованию. Лактация и кормление матерью новорожденного грудным молоком обеспечивают наилучшее физическое, психическое и духовное взаимодействие новорожденного с матерью.
СИСТЕМА РЕПРОДУКЦИИ: ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Мужская половая система = Male reproductive system.
2. Женская половая система = Female reproductive system.
3. Половой акт = Sexual act, sexual intercourse, heterosexual intercourse.
4. Оплодотворение = Fertilization.
5. Беременность = Pregnancy.
6. Роды = Parturition.
7. Развитие новорожденного ребёнка = New-born child development.
8. Лактация = Lactation.
9. Грудное вскармливание ребенка = Breastfeeding.
9.1. Питательная и энергетическая ценность грудного молока = Nutritional values of breastmilk.
9.2. Главные компоненты грудного молока и их функции = Major components of human milk and their function.
9.3. Антиинфекционные свойства грудного молока = Anti-infective properties of human milk.
9.4. Потребности кормящих матерей в питательных веществах и энергии = Nutritional and energy demands of lactating women.
9.5. Питание кормящих матерей во время лактации = Maternal nutrition during lactation.
9.6. Свободное вскармливание ребёнка = Feeding a baby "on demand" ("on cue" or "ad lib").
9.7. Вскармливание грудного ребенка в возрасте 1 мес - 1 год = Feeding infants 1-12 months of age.
9.8. Дополнительное подкармливание ребёнка = Complementary feeding of the child.
9.9. Психическое поведение ребёнка разного возраста и кормление = Infant psychosocial and breastfeeding behaviors by age.
9.10. Ритм cон / бодрствование ребёнка и кормление = Infant sleep / wake states with implications for breastfeeding.
10. Физикальная оценка новорожденного = Newborn physical assessment.
11. Контрацепция = Contraception.
16.4. Грудное вскармливание ребенка.
Физическое, психическое и духовное развитие детей в значительной степени зависит от их питания. Полноценным считается питание, удовлетворяющее потребностям детского организма в энергии и во всех необходимых питательных веществах. Такие потребности новорожденных детей и детей грудного возраста удовлетворяются при естественном грудном вскармливании, кормлении детей грудным материнским молоком в течение не менее 6 месяцев - 1,5 лет после рождения.
Грудное молоко матери в наибольшей степени соответствует всем индивидуальным динамическим особенностям пищеварения и метаболизма веществ в организме её грудного ребенка, возможностям всех его систем. Динамика лактации, динамика состава грудного молока (молозиво ──► переходное молоко ──► зрелое молоко) синхронны с динамикой потребностей новорожденного и способствуют адаптации новорожденного к внеутробному существованию.
16.4.6. Свободный режим кормления новорожденного.
В настоящей практике предпочитается применение наиболее естественного и потому оптимального свободного режима кормления новорожденного. Плод получал через плаценту питательные вещества непрерывно и круглосуточно. После родов новорожденному необходимо определённое время для адаптации к энтеральному питанию. Вскармливание здорового доношенного ребенка грудным молоком начинается в первые 30-60 мин после родов. В результате не прерывается биологическая связь между матерью и ребёнком, сохраняется непрерывность питания новорожденного. Новорожденного выкладывают на живот матери, и он сам подползает к её груди (поисковое поведение). Прикосновение его щеки к груди матери вызывает «роющий» рефлекс — движения головой, ищущие сосок грудной железы матери. Ребёнок ощущает запах молока, в попытках найти источник этого запаха совершает круговые движения головой, и, наконец, находит сосок, захватывает его ртом и начинает сосать .
Сосательные движения новорожденного раздражают сенсорные рецепторы соска и вызывают поток афферентных импульсов, поступающих в гипоталамус матери. Нейросекреторные клетки гипоталамуса секретируют пролактолиберин, поступающий по их аксонам в переднюю долю гипофиза. Пролактолиберин вызывает выведение в кровеносное русло гормона пролактина, вырабатываемого в передней доле гипофиза. Пролактин стимулирует секрецию молока грудными железами.
Большинство новорожденных начинают хорошо сосать на 4-й день от рождения. Одним из преимуществ раннего прикладывания новорожденного к груди заключаются в том, что попадание грудного молока в желудочно-кишечный тракт новорожденного запускает выработку гормонов его желудочно-кишечного тракта. В первые 4 дня жизни новорожденного наблюдается повышение уровня концентрации гастрина и глюкагона в плазме его крови. Эти гормоны стимулируют секрецию соляной кислоты и ферментов в желудке, активируют двигательные функции желудочно-кишечного тракта. К 13-му дню жизни новорожденного
в 13 раз возрастает концентрация в плазме крови гормона мотилина, усиливающего двигательные функции проксимальных отделов желудочно-кишечного тракта. При раннем прикладывании к груди новорожденный получает с молоком иммуноглобулины IgA и IgG и другие защитные факторы, различные факторы роста, в частности облегчающих размножение бифидум-бактерий. Раннее прикладывании новорожденного к груди способствует более раннему восстановлению массы тела новорожденного, после естественного её убывания сразу после рождения. При раннем прикладывании новорожденного к груди у матери быстрее возрастает объем молока и дольше сохраняется лактация.
Свободному (по требованию ребенка) неограниченному по времени и продолжительности кормлению новорожденного способствует постоянное пребывание новорожденного около его матери. Дети сами устанавливают моменты кормления и интервалы между ними. Новорожденный проявляет знаки голода - активные сосательные движения губ и/или вращательные движения головы, сопровождающиеся звуками.
Частота кормления новорожденного зависит от активности его сосательного рефлекса: от ~8-10 до 12 раз и более прикладываний за сутки. Длительность кормления не ограничивается, ~20-30 мин и более. 90% детей к концу первого месяца жизни выбирают меньшую длительность и частоту кормления (~7-6 кормлений за сутки). От ночных кормлений ребенок постепенно отказывается сам.
Первые дни жизни ребенок из груди матери получает молозиво.
Молозиво по сравнению со зрелым молоком имеет следующие специфические особенности:
• Большую, чем зрелое материнское молоко, энергетическую ценность: ~1500 ккал / л в 1-й день после родов; ~1100 ккал / л на 2-й день; ~800 ккал / л на 3-й день, ~750 ккал / л на 4-й день; ~700 ккал / л на 5-й день после родов. В 1-е сутки после родов количество белка в молозиве ~73,8 г / л, на 4-й день ~26,1 г / л.
• Удвоенное содержание ряда аминокислот: метионин, триптофан, гистидин, лейцин и цистеин, таурин. В молозиве меньше жира ~29,5 г / л (зрелое молоко ~45,4 г / л).
• Молозиво содержит больше жирорастворимых витаминов А, Е, К. С первой каплей молозива ребенок получает секреторный IgA, интерферон и факторы роста, способствующие созреванию кишечного эпителия. В молозиве выше концентрация иммуноглобулинов и лимфоцитов.
• Макрофаги молозива содержат пероксидазу, они синтезируют лактоферрин, лизоцим, компоненты комплемента С3 и С4; имеют рецепторы для IgG и С3. Фагоцитарная активность макрофагов отмечена в отношении кишечной палочки, патогенных стафилококков.
К концу периода новорожденности 90% детей переходят на регулярный режим вскармливания.
См.: Michaelsen K.F., Weaver L., Branca F., and Robertson A. Кормление и питание грудных детей и детей раннего возраста. Методические рекомендации для Европейского региона ВОЗ с особым акцентом на республики бывшего Советского Союза, 2003, 191 p.
Таблица. Десять ступеней успешного грудного вскармливания. Модификация: Gabbe S.G., Simpson J.L., Niebyl J., Galan H., Goetzl L., Jaunia E.R.M., Eds. Obstetrics: Normal and Problem Pregnancies. Churchill Livingstone, 2007, 1416 p., см.: Физиология человека: Литература. Иллюстрации. |
№ |
Мероприятие |
1 |
Придерживаться принятых принципов грудного вскармливания. |
2 |
Изучить законодательство по вопросам здравоохранения и поддержки грудного вскармливания. |
3 |
Изучить сравнительные преимущества грудного вскармливания. |
4 |
Начинать грудное вскармливание не позже, чем через один час после родов. |
5 |
Изучить технику грудного вскармливания и поддержания лактации (даже в условиях отсутствия контактов с новорожденным). |
6 |
Без медицинских показаний не давать новорожденному никакой пищи или жидкости кроме грудного молока. |
7 |
Обеспечить совместное пребывание матери и новорожденного в течение всех 24-х часов суток. |
8 |
Содействовать индивидуальному режиму грудного кормления, выбираемому новорожденным (свободное грудное вскармливание). |
9 |
На первом этапе грудного вскармливания не давать новорожденному соску-пустышку. |
10 |
При нахождении после родов в клинике использовать групповой опыт обучения грудному вскармливанию. |
|
Таблица. Рекомендуемые значения суточного потребления питательных веществ и энергии детьми грудного возраста, утвержденные Коллегией МЗ РФ 31.05.91 г. Модификация: 1. Сергеева К.М. Педиатрия, СПб, Питер, 2007, 544 с. 2. Michaelsen K.F., Weaver L., Branca F., and Robertson A. Кормление и питание грудных детей и детей раннего возраста. Методические рекомендации для Европейского региона ВОЗ..., 2003, 191 p., см.: Система репродукции. Литература. |
№ |
Возраст, мес |
Энергия, Ккал / кг |
Белки, г |
Жиры, г |
Углеводы, г |
Соотношения: Белки / Жиры / Углеводы |
1 |
0-2 |
~115 |
~2,2 |
~6,5 |
~13 |
1/3/6 |
2 |
3-5 |
~115 |
~2,6 |
~6,0 |
~13 |
1/2/5 |
3 |
6-11 |
~110 |
~2,9 |
~5,5 |
~13 |
1/2/4,5 |
|
Таблица. Суточная потребность детей в основных витаминах и минеральных веществах. Модификация: 1. Шабалов Н.П., ред. Неонатология. Двухтомник. 3-е изд., М., МЕДпресс-информ, 2004, 608 с. 2. Michaelsen K.F., Weaver L., Branca F., and Robertson A. Кормление и питание грудных детей и детей раннего возраста. Методические рекомендации для Европейского региона ВОЗ..., 2003, 191 p., см.: Система репродукции. Литература. |
№ |
Вещество |
Доза |
Новорожденные |
Дети возрастом до 6 месяцев |
1. Жирорастворимые витамины |
1.1 |
Витамин А, МЕ (ретиноловый эквивалент, мкг) |
500 |
1200 |
1.2 |
Витамин D, МЕ |
120-195 |
375 |
1.3 |
Витамин Е, мг (α-токоферолового эквивалента) |
400 (4,5) |
400 (3) |
1.4 |
Витамин К, мкг |
15 |
5 |
2. Водорастворимые витамины |
2.1 |
Аскорбиновая кислота (витамин С), мг |
20 |
30 |
2.2 |
Фолиевая кислота, мкг |
50 |
25 |
2.3 |
Тиамин (витамин Bj), мг |
0,2 |
0,3 |
2.4 |
Рибофлавин (витамин В2), мг |
0,4 |
0,4 |
2.5 |
Пиридоксин (витамин В6), мг |
0,4 |
0,3 |
2.6 |
Ниацин, мг |
5 |
5 |
2.7 |
Витамин В12, мг |
0,5 |
0,3 |
2.8 |
Пантотеновая кислота, мг |
2 |
2 |
2.9 |
Биотин, мкг |
12 |
35 |
3. Минеральные вещества |
3.1 |
Натрий, мг / кг |
30 |
65-70 |
3.2 |
Хлор, мг / кг |
45 |
80-90 |
3.3 |
Калий, мг / кг |
50 |
70-75 |
3.4 |
Кальций, мг / кг |
75 |
50-55 |
3.5 |
Фосфор, мг / кг |
25-35 |
35-40 |
3.6 |
Магний, мг / кг |
5-6 |
5-6 |
3.7 |
Железо, мг / кг |
1 |
1 |
3.8 |
Цинк, мг / кг |
0,3-0,5 |
0,5-1,0 |
3.9 |
Йод, мкг / кг |
5-6 |
5-6 |
|
Литература. Иллюстрации. References. Illustrations
Щелкни здесь и получи доступ в библиотеку сайта! Click here and receive access to the reference library!
- Gropper S.S., Smith J.L., Groff J.I. Eds. Advanced Nutrition and Human Metabolism = Метаболизм и питание человека, 5th ed., Wadsworth, 2008, 623 p.
Иллюстрированное учебное пособие Доступ к данному источнику = Access to the reference. URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0 quotation
- National Academy of Sciences. Nutrition Services in Perinatal Care = Перинатальное обслуживание. Питание небеременных, беременных и лактирующих женщин, 2nd ed., Committee on Nutritional Status During Pregnancy and Lactation, 1992, 129 p.
Руководство. Доступ к данному источнику = Access to the reference. URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0 quotation
- Subcommittee for a Clinical Applications Guide, Institute of Medicine Nutrition During Pregnancy and Lactation: An Implementation Guide = Питание женщин во время беременности и лактации, National Academy Press, 2014 (1992), 143 p.
Руководство. Доступ к данному источнику = Access to the reference. URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0 quotation
СИСТЕМА РЕПРОДУКЦИИ: ОГЛАВЛЕНИЕ
СИСТЕМА РЕПРОДУКЦИИ: ТАБЛИЦЫ
СИСТЕМА РЕПРОДУКЦИИ: ИЛЛЮСТРАЦИИ
СИСТЕМА РЕПРОДУКЦИИ: ЛИТЕРАТУРА
«Я У Ч Е Н Ы Й И Л И . . . Н Е Д О У Ч К А ?» Т Е С Т В А Ш Е Г О И Н Т Е Л Л Е К Т А
Предпосылка: Эффективность развития любой отрасли знаний определяется степенью соответствия методологии познания - познаваемой сущности. Реальность: Живые структуры от биохимического и субклеточного уровня, до целого организма являются вероятностными структурами. Функции вероятностных структур являются вероятностными функциями. Необходимое условие: Эффективное исследование вероятностных структур и функций должно основываться на вероятностной методологии (Трифонов Е.В., 1978,..., ..., 2015, …).
Критерий: Степень развития морфологии, физиологии, психологии человека и медицины, объём индивидуальных и социальных знаний в этих областях определяется степенью использования вероятностной методологии.
Актуальные знания: В соответствии с предпосылкой, реальностью, необходимым условием и критерием...
... о ц е н и т е с а м о с т о я т е л ь н о: — с т е п е н ь р а з в и т и я с о в р е м е н н о й н а у к и, — о б ъ е м В а ш и х з н а н и й и — В а ш и н т е л л е к т !
|
♥ Ошибка? Щелкни здесь и исправь ее! Поиск на сайте E-mail автора (author): tryphonov@yandex.ru
|