Трифонов Е.В.
Антропология:   дух - душа - тело - среда человека,

или  Пневмапсихосоматология человека

Русско-англо-русская энциклопедия, 18-е изд., 2015

π

ψ

σ

Общий предметный алфавитный указатель

Психология Соматология Математика Физика Химия Наука            Общая   лексика
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z


ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
human psychophysiology, human psychosomatology ]

     (Греч.: πϋχή - душа + φΰσις - природа, φΰσικός - естественный, касающийся природы + λόγος - учение, 15 в., σώμα, σώματος - тело, 1775).
     Психофизиология человека, или психосоматология человека - дисциплина, изучающая поведение человека посредством исследования психических и физических функций организма в их взаимосвязи и взаимообусловленности.*
     Главными целями психофизиологии являются:
     I
.  Получение данных о духовных, психических и физических и механизмах управления поведения в целом, обогащающих теоретическую основу психофизиологии.
     II
.  Использование теоретической информации для предсказания поведения человека (коллектива) в будущем, для оптимизации управления человека своим поведением и для эффективного внешнего управления его поведением.
     Психофизиология использует как физиологические, так и психологические методы.
     Независимыми переменными (переменными, произвольно изменяемыми исследователем) в психофизиологическом исследовании являются переменные, предъявляемые в ходе физиологических или психологических исследовательских процедур. Это может быть предъявление дозированной физической нагрузки, определенной сенсорной стимуляции, задание вопросов, предъявление задач, применение физиологических или психологических тестов, моделирование эмоциональной стрессовой ситуации и т.д.
     Зависимые переменные - это представления физиологических показателей, регистрируемые в виде электродермограммы (ЭДГ), электромиограммы (ЭМГ), электрокардиограммы (ЭКГ), электроэнцефалограммы (ЭЭГ), давления, объёма, температуры и т.д., и психологических показателей, представляющих собой, как правило, различные психологические конструкты.
     В соответствии с главными целями психофизиологии, первой категорией задач (теоретических) психофизиологии является описание закономерностей естественной организации отношений между независимыми и зависимыми переменными, то есть описание изучаемых функций и закономерностей управления ими.
     Второй категорией задач (прикладных) является разработка психофизиологического обоснования мероприятий по оптимизации поведения человека.
     Психофизиология может иметь различные направления исследований и их приложений. Эти направления могут быть содержанием предмета частных дисциплин, составляющих психофизиологию. Среди них общая психофизиология, дифференциальная психофизиология, клиническая психофизиология и другие дисциплины.
     Подобной неотъемлемой частью психофизиологии является и психофизиология профессиональной деятельности. Предметом ее интересов является особая форма поведения человека - профессиональная деятельность. Профессиональная деятельность - это вид трудовой деятельности, свойственный профессионалу. Профессионал - хороший специалист, обладающий качествами личности, объёмом знаний, умений, навыков, необходимыми и достаточными для того, чтобы его деятельность была эффективной. Теоретические исследования в психофизиологии профессиональной деятельности направлены на выяснение духовных, психических и физических механизмов обеспечения эффективной деятельности. Полученные знания призваны стать естественнонаучной основой для наилучшего управления персоналом и его деятельностью.
     Управление персоналом включает в себя следующие направления деятельности.
     1
. Планирование людских ресурсов для комплектования штатов и персонала.
     2
.
Профессиональная ориентация и консультация лиц, осуществляющих выбор профессии.
     3
. Психофизиологический отбор кандидатов на обучение профессиям.
     4
. Формирование режимов обучения и контроль (сопровождение) за обучением.
     5
. Организация индивидуальной и коллективной профессиональной деятельности, режимов труда и отдыха.
     6
. Обеспечение физической, психической и социальной адаптации к профессиональной деятельности.
     7
. Нормирование условий профессиональной деятельности.
     8
. Повышение профессионального потенциала кадров.
     9
. Управление карьерой (продвижением по службе).
     Этим направлениям соответствуют направления теоретических исследований психофизиологии профессиональной деятельности.
     Прикладная психофизиология профессиональной деятельности, действуя тоже по всем этим направлениям, использует полученные теоретические знания для предсказания результатов профессиональной деятельности персонала, для обоснования методов оптимизации управления человеком своей профессиональной деятельностью и для обоснования методов внешнего управления профессиональной деятельностью.
     К настоящему времени нет оснований для того, чтобы окончательно закрыть вопрос об отношениях физиологии и психологии и считать физиологию частью психологии или психологию частью физиологии (то есть по существу физиологией высшей нервной деятельности), как это пытаются провозглашать некоторые ученые. Такие основания могли бы быть получены, если бы удалось однозначно разрешить психофизическую проблему и прийти к единодушному выбору учеными одной из двух (или больше) ее альтернатив. Например, если бы ученые всего мира обосновано и единодушно приняли гипотезу о том, что более сложные психические процессы являются производными более простых физических процессов, происходящих в нервной системеорганизме) человека, тогда можно было бы считать физиологию частью психологии, как является частью общей физиологии физиология клетки или частью психологии - психопатология или социальная психология. Однако универсальных убедительных данных в пользу такой гипотезы пока не существует. Вместе с тем есть убедительные научные данные, противоречащие этой гипотезе. Таким образом, единства взглядов в ученом мире на психофизическую проблему пока нет. Это обстоятельство не лишает гипотезу редукционистов (о сводимости физического к психическому) права на существование до тех пор, пока она таковой остается. Вместе с тем, имеют право на существование и любые разумные ее альтернативы. Признание этого общего, как для физиологии, так и для психологии права является условием развития данных отраслей человеческого знания.
     Вместе с неопределенностью представлений об отношениях между физическими и психическими процессами в организме, несомненно, что эти процессы являются частями единого психофизического целого. Несомненно также, что столь необходимые для практики представления о таком целом не могут быть получены ни психологией, ни физиологией в отдельности. Именно для того, чтобы удовлетворить эту практическую потребность в истинных знаниях о человеке как о целом (а не из чисто организационных или корпоративных соображений), и возникла новая отрасль биологии - психофизиология, междисциплинарная отрасль знаний более высокого уровня общности, чем физиология или психология в отдельности. Очевидно, что она не может являться ни частью физиологии, ни частью психологии.
     Психофизиология включает в себя круг научных направлений и проблем сопоставимого уровня сложности более широкий, чем физиология и психология в отдельности. Эта сравнительно новая отрасль биологии призвана создать целостные естественнонаучные знания о человеке, в отличие от отвлеченных начал, предлагаемых психологией, физиологией и более частными дисциплинами. Психофизиология призвана создать методологию, теорию, инструменты, методики более универсальные, чем те, что используются в психологии, физиологии и дисциплинах их составляющих. Следует ожидать, что и прикладная психофизиология в большей степени, чем частные дисциплины, будет оправдывать надежды организаторов разных форм поведения человека.
     Дополнительные материалы по теме статьи опубликованы во введении Психофизиология человека.

  * Примечание.
     В сущности, сказанное относится к пневмапсихосоматологии. Однако, ученым, твердо стоящим на позициях примитивного материализма, я делаю вре́менную уступку, используя вместо термина «пневмапсихосоматология» термин «психофизиология». Когда эти ригидные и неплодные по своей аморальности монстры вымрут, новый термин «пневмапсихосоматология» (pneumapsychosomatology), как и замалчиваемая вероятностная методология (Трифонов Е.В., 1978,..., ..., 2014, …).Трифонов Е.В., 1978, ..., 2010, ...) несомненно станут общепринятыми. Аргумент в пользу этого: методология познания должна быть адекватна изучаемой сущности, истинные знания должны соответствовать реальности, а язык познания должен соответствовать знаниям. Это одна из главных должных установок познания вообще.
     Здесь начало: Трифонов Е.В. Пневмапсихосоматология, или человек: дух - душа - тело. Русско-англо-русская энциклопедия, 14-е изд., 2010.

Google

В отдельном окне: 

     
«Я    У Ч Е Н Ы Й    И Л И . . .    Н Е Д О У Ч К А ?»
    Т Е С Т    В А Ш Е Г О    И Н Т Е Л Л Е К Т А

Предпосылка:
Эффективность развития любой отрасли знаний определяется степенью соответствия методологии познания - познаваемой сущности.
Реальность:
Живые структуры от биохимического и субклеточного уровня, до целого организма являются вероятностными структурами. Функции вероятностных структур являются вероятностными функциями.
Необходимое условие:
Эффективное исследование вероятностных структур и функций должно основываться на вероятностной методологии (Трифонов Е.В., 1978,..., ..., 2015, …).
Критерий: Степень развития морфологии, физиологии, психологии человека и медицины, объём индивидуальных и социальных знаний в этих областях определяется степенью использования вероятностной методологии.
Актуальные знания: В соответствии с предпосылкой, реальностью, необходимым условием и критерием... ...
о ц е н и т е   с а м о с т о я т е л ь н о:
—  с т е п е н ь  р а з в и т и я   с о в р е м е н н о й   н а у к и,
—  о б ъ е м   В а ш и х   з н а н и й   и
—  В а ш   и н т е л л е к т !


Любые реальности, как физические, так и психические, являются по своей сущности вероятностными.  Формулирование этого фундаментального положения – одно из главных достижений науки 20-го века.  Инструментом эффективного познания вероятностных сущностей и явлений служит вероятностная методология (Трифонов Е.В., 1978,..., ..., 2014, …).  Использование вероятностной методологии позволило открыть и сформулировать важнейший для психофизиологии принцип: генеральной стратегией управления всеми психофизическими структурами и функциями является прогнозирование (Трифонов Е.В., 1978,..., ..., 2012, …).  Непризнание этих фактов по незнанию – заблуждение и признак научной некомпетентности.  Сознательное отвержение или замалчивание этих фактов – признак недобросовестности и откровенная ложь.


     ♥  Ошибка?  Щелкни здесь и исправь ее!                                 Поиск на сайте                              E-mail автора (author): tryphonov@yandex.ru

π

ψ

σ

Санкт-Петербург, Россия, 1996-2015

Copyright © 1996-, Трифонов Е.В.

Разрешается некоммерческое цитирование материалов данной энциклопедии при условии
полного указания источника заимствования: имени автора, названия и WEB-адреcа данной энциклопедии


 
Всего посетителей = Altogether Visitors :  
Посетителей раздела «Соматология» = Visitors of section «Somatlogy» :