Трифонов Е.В.
Антропология:   дух - душа - тело - среда человека,

или  Пневмапсихосоматология человека

Русско-англо-русская энциклопедия, 18-е изд., 2015

π

ψ

σ

Общий предметный алфавитный указатель

Психология Соматология Математика Физика Химия Наука            Общая   лексика
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z


ПЕРЕМЕННАЯ
variable ]

     Переменная величина.
     1. Выражение языка, служащее для обозначения произвольного объекта.
     В качестве имен переменных величин обычно употребляются буквы или буквы с индексами. С каждой переменной связана область ее возможных значений - непустое множество объектов, обозначением которых может быть переменная.      Переменные отличаются тем, «насколько непосредственно, хорошо, точно» они отражают измеряемую сущность или явление. С каждой переменной связана область ее возможных значений, определенных наперед заданными условиями.
     В зависимости от характера этих значений можно различать следующие виды переменных, используемых в психофизиологии.
     (a)
Номинативные переменные величины - это нарицательные, существующие только по имени переменные величины. Они могут обозначаться любыми символами (в том числе символами-цифрами, целочисленными категориями). Однако номинативные переменные не имеют реального числового значения. Они используются только для классификации объектов исследования по качественным признакам.
     Таким образом, с помощью номинативных переменных объекты могут быть измерены только в понятиях качества индивидуальных элементов, принадлежащих к некоторым определенно различным категориям. Мы не можем ни представить их в количественной форме, ни даже ранжировать их по порядку таких категорий. Например, может быть так, что единственное, что мы можем сказать о некоторых двух индивидах, что они различаются по качественному значению переменной А, например то, что они принадлежат к различным (A1, A2, A3) расам (переменная A), но не можем сказать, какое из трех рассматриваемых значений переменной А «является бо́льшим».
     Характерными примерами номинативных переменных (которые могут иметь любое символическое обозначение) являются название пола, расы, национальности, название цвета, название города и т.д.
     Часто используемое название «номинальные переменные», вместо правильного - «номинативные переменные» является ложной калькой и не отражает обозначаемой сущности.
     (b)
Порядковые (ординальные) переменные - это такие переменные величины, которые имеют имя, но недостаточно точно определенные значения. В частности, этими значениями могут быть порядковые числа (1-й, 2-й, ...). Такие переменные позволяют нам обозначить исследуемые объекты, процессы и упорядочить, ранжировать их по тому атрибуту (показателю, признаку, степени выраженности явления, характеру проявления процесса и т.д.), который мы измеряем и представляем данной переменной. Типичным примером порядковой переменной является социально-экономический статус семьи. Например, мы знаем, что статус «выше среднего» определяется оценкой, являющейся выше средних значений оценок, но мы не можем сказать насколько выше, например, не можем сказать, что он выше на 18%.
     Аналогично, существенная разница между номинативной и порядковой переменными сама по себе является хорошим примером порядковой переменной. В предыдущей фразе эти переменные упорядочены, но, в общем, мы не располагаем возможностью высказаться более определенно о величине этой разницы. Мы можем сказать, что номинативная переменная позволяет получить меньше информации, чем порядковая, но мы не можем сказать насколько меньше. Мы также не можем сказать, как указанная разница соотносится с разницей между порядковой и интервальной переменными, о которых речь пойдет ниже.
     (c)
Интервальные переменные - это переменные величины с именем, которое может быть количественным числом, принимать значение, равное некоторому количеству единиц измерения. Причем, за единицу измерения интервальной переменной (за ее «размер») принимается одна и та же величина, равная интервалу между двумя соседними значениями переменной. За нуль может быть принята любая точка отсчета. Интервальные переменные величины позволяют нам не только ранжировать по порядку измеряемые признаки, но также и представлять их в количественной форме и, кроме того, сравнивать величины разностей между ними. Например, измерение температуры в градусах Фаренгейта или Цельсия основано на использовании интервальных переменных. Мы можем сказать, что температура в 40 градусов на 10 градусов выше, чем температура в 30 градусов. Мы также можем сказать, что увеличение (разница) от 20 до 40 градусов в два раза больше, чем увеличение от 30 до 40 градусов. Вместе с тем, из-за отсутствия фиксированной («абсолютной») точки отсчета единиц измерения интервальных переменных невозможно сравнение отношений этих переменных.
     (d)
Переменные отношений (относительные переменные) во многом подобны интервальным переменным. Они обладают всеми свойствами интервальных переменных, отличаясь от последних наличием четко определенной точки начала отсчета единиц измерения, а также наличием экспериментально воспроизводимой постоянной точки. Каждое последующее значение относительной переменной образуется умножением предыдущего значения на константу. Например, температурная шкала Кельвина построена на основе относительной переменной. За начало отсчета принят абсолютный (независимый от термометрического вещества) нуль температур (0оК=-273,15оС), а единицей отсчета является один градус Кельвина (хотя 1оК=1оС). Таким образом, относительные переменные, например, могут указывать на то, что значение x в два раза больше, чем значение y (переменных X и Y). Мы не только можем сказать, что температура 200 градусов выше, чем температура 100 градусов, но и можем правильно установить то, что она в два раза выше. Как говорилось выше, интервальные переменные свойств отношений не имеют. Типичными примерами относительных переменных являются переменные для измерения пространства и времени.
     На основе описанных переменных строятся шкалы для измерения тех или иных сущностей или явлений. Эти шкалы имеют соответствующие переменным названия: номинативная, порядковая, интервальная, относительная шкалы.
     Ко всем переменным применимы процедуры статистического анализа. Большинство этих процедур одинаково применимы как к интервальным, так и к относительным переменным.
     2
. Программный объект, имеющий имя и значение, которое может быть получено и изменено программой.

     В общем отношения между реальностью и представлениями о ней можно описать следующей схемой.
     Иерархии реальных сущностей и явлений может соответствовать иерархия представлений о них. Представления могут быть элементарными конкретными понятиями или абстрактными понятиями - конструктами. Иерархии элементарных понятий, а также конструктов может соответствовать иерархия обобщенных характеристик - показателей. Иерархии показателей может соответствовать иерархия имен показателей - переменных (или их функций). Переменные, соответствующие понятиям - это наблюдаемые переменные. Переменные, соответствующие конструктам - это ненаблюдаемые переменные. Иерархии переменных может соответствовать иерархия их мер. Меры выражаются в виде распределений вероятностей значений переменных. Вероятностным значениям переменных соответствуют их точечные или интервальные оценки.
     Использование вероятностных показателей (основанных на теории вероятностей, теории случайных процессов, математической статистике) предполагает вероятностная методология (Трифонов Е.В., 1978,..., ..., 2012, …).

Google

В отдельном окне: 

     
«Я    У Ч Е Н Ы Й    И Л И . . .    Н Е Д О У Ч К А ?»
    Т Е С Т    В А Ш Е Г О    И Н Т Е Л Л Е К Т А

Предпосылка:
Эффективность развития любой отрасли знаний определяется степенью соответствия методологии познания - познаваемой сущности.
Реальность:
Живые структуры от биохимического и субклеточного уровня, до целого организма являются вероятностными структурами. Функции вероятностных структур являются вероятностными функциями.
Необходимое условие:
Эффективное исследование вероятностных структур и функций должно основываться на вероятностной методологии (Трифонов Е.В., 1978,..., ..., 2015, …).
Критерий: Степень развития морфологии, физиологии, психологии человека и медицины, объём индивидуальных и социальных знаний в этих областях определяется степенью использования вероятностной методологии.
Актуальные знания: В соответствии с предпосылкой, реальностью, необходимым условием и критерием... ...
о ц е н и т е   с а м о с т о я т е л ь н о:
—  с т е п е н ь  р а з в и т и я   с о в р е м е н н о й   н а у к и,
—  о б ъ е м   В а ш и х   з н а н и й   и
—  В а ш   и н т е л л е к т !


Любые реальности, как физические, так и психические, являются по своей сущности вероятностными.  Формулирование этого фундаментального положения – одно из главных достижений науки 20-го века.  Инструментом эффективного познания вероятностных сущностей и явлений служит вероятностная методология (Трифонов Е.В., 1978,..., ..., 2014, …).  Использование вероятностной методологии позволило открыть и сформулировать важнейший для психофизиологии принцип: генеральной стратегией управления всеми психофизическими структурами и функциями является прогнозирование (Трифонов Е.В., 1978,..., ..., 2012, …).  Непризнание этих фактов по незнанию – заблуждение и признак научной некомпетентности.  Сознательное отвержение или замалчивание этих фактов – признак недобросовестности и откровенная ложь.


     ♥  Ошибка?  Щелкни здесь и исправь ее!                                 Поиск на сайте                              E-mail автора (author): tryphonov@yandex.ru

π

ψ

σ

Санкт-Петербург, Россия, 1996-2015

Copyright © 1996-, Трифонов Е.В.

Разрешается некоммерческое цитирование материалов данной энциклопедии при условии
полного указания источника заимствования: имени автора, названия и WEB-адреcа данной энциклопедии


 
Всего посетителей = Altogether Visitors :  
Посетителей раздела «Математика» = Visitors of section «Mathematics» :