Трифонов Е.В.
Антропология:   дух - душа - тело - среда человека,

или  Пневмапсихосоматология человека

Русско-англо-русская энциклопедия, 18-е изд., 2015

π

ψ

σ

Общий предметный алфавитный указатель

Психология Соматология Математика Физика Химия Наука            Общая   лексика
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z


ГРУДНОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ РЕБЁНКА
breastfeeding ]

     Грудное вскармливание ребёнка - это естественное кормление ребёнка молоком его матери.

     Во время беременности среда в полости матки является средой для развития клеток, тканей, органов и соматических систем зародыша. Нормальное внутриматочное развитие является необходимым условием для выживания и дальнейшего развития новорожденного ребёнка после родов.
     Все потребности новорожденного в питательных веществах удовлетворяются при его естественном кормлении материнским молоком. Грудное молоко матери соответствует индивидуальным динамическим особенностям пищеварения и метаболизма веществ в организме её грудного ребенка, возможностям всех его систем.
     Лактация - это совокупность процессов в организме женщины, результатом которых является синтез, резервирование и выведение молочными железами женщины молока, предназначенного для питания новорожденного ребёнка. Динамика лактации и состава грудного молока: (молозиво  ──  переходное молоко  ── зрелое молоко) синхронны с динамикой потребностей новорожденного и способствуют адаптации новорожденного к внеутробному существованию.
     Лактация и кормление матерью новорожденного грудным молоком обеспечивают наилучшее физическое, психическое и духовное взаимодействие новорожденного с матерью.


СИСТЕМА РЕПРОДУКЦИИ: ОГЛАВЛЕНИЕ


1Мужская половая система = Male reproductive system.


2Женская половая система = Female reproductive system.


3Половой акт = Sexual act, sexual intercourse, heterosexual intercourse.


4Оплодотворение = Fertilization.


5Беременность = Pregnancy.


6Роды = Parturition.


7Развитие новорожденного ребёнка = New-born child development.


8Лактация = Lactation.


9Грудное вскармливание ребенка = Breastfeeding.


9.1Питательная и энергетическая ценность грудного молока = Nutritional values of breastmilk.


9.2Главные компоненты грудного молока и их функции = Major components of human milk and their function.


9.3Антиинфекционные свойства грудного молока = Anti-infective properties of human milk.


9.4Потребности кормящих матерей в питательных веществах и энергии = Nutritional and energy demands of lactating women.


9.5Питание кормящих матерей во время лактации = Maternal nutrition during lactation.


9.6Свободное вскармливание ребёнка = Feeding a baby "on demand" ("on cue" or "ad lib").


9.7Вскармливание грудного ребенка в возрасте 1 мес - 1 год = Feeding infants 1-12 months of age.


9.8Дополнительное подкармливание ребёнка = Complementary feeding of the child.


9.9Психическое поведение ребёнка разного возраста и кормление = Infant psychosocial and breastfeeding behaviors by age.


9.10Ритм cон / бодрствование ребёнка и кормление = Infant sleep / wake states with implications for breastfeeding.


10Физикальная оценка новорожденного = Newborn physical assessment.


11Контрацепция = Contraception.

     16.4.  Грудное вскармливание ребенка.

     Физическое, психическое и духовное развитие детей в значительной степени зависит от их питания. Полноценным считается питание, удовлетворяющее потребностям детского организма в энергии и во всех необходимых питательных веществах. Такие потребности новорожденных детей и детей грудного возраста удовлетворяются при естественном грудном вскармливании, кормлении детей грудным материнским молоком в течение не менее 6 месяцев - 1,5 лет после рождения.
     Грудное молоко матери в наибольшей степени соответствует всем индивидуальным динамическим особенностям пищеварения и метаболизма веществ в организме её грудного ребенка, возможностям всех его систем. Динамика лактации, динамика состава грудного молока (молозиво  ──  переходное молоко  ── зрелое молоко) синхронны с динамикой потребностей новорожденного и способствуют адаптации новорожденного к внеутробному существованию.

Таблица.  Десять ступеней успешного грудного вскармливания.
Модификация: Gabbe S.G., Simpson J.L., Niebyl J., Galan H., Goetzl L., Jaunia E.R.M., Eds. Obstetrics: Normal and Problem Pregnancies. Churchill Livingstone, 2007, 1416 p., см.: Физиология человека: Литература. Иллюстрации.

Мероприятие

1

Придерживаться принятых принципов грудного вскармливания.

2

Изучить законодательство по вопросам здравоохранения и поддержки грудного вскармливания.

3

Изучить сравнительные преимущества грудного вскармливания.

4

Начинать грудное вскармливание не позже, чем через один час после родов.

5

Изучить технику грудного вскармливания и поддержания лактации (даже в условиях отсутствия контактов с новорожденным).

6

Без медицинских показаний не давать новорожденному никакой пищи или жидкости кроме грудного молока.

7

Обеспечить совместное пребывание матери и новорожденного в течение всех 24-х часов суток.

8

Содействовать индивидуальному режиму грудного кормления, выбираемому новорожденным (свободное грудное вскармливание).

9

На первом этапе грудного вскармливания не давать новорожденному соску-пустышку.

10

При нахождении после родов в клинике использовать групповой опыт обучения грудному вскармливанию.

     16.4.1.  Питательная и энергетическая ценность грудного молока.

     Питательная ценность грудного молока - это показатели, отражающие представления о значимости молока для жизнедеятельности ребёнка. Значения этих показателей оформлены ввиде справочных данных. Данные представляют собой совокупность научных оценок содержания заменимых и незаменимых питательных веществ, энергетической ёмкости и содержания балластных веществ (например, пищевых добавок) в грудном молоке.

     16.4.1.1.  Молозиво.

     Значимость молозива для жизни и развития новорожденного может быть описана следующими характеристиками:

       Молозиво -   секрет молочных желёз, имеющий небольшой объём и относительно высокую плотность. Малый объём потребляемой ребёнком жидкости обеспечивает щадящий режим функций почек новорожденного, облегчает адаптацию системы выделения к предстоящему обмену водой организма со средой,

       Молозиво имеет большую плотность, чем зрелое молоко за счёт большей концентрации в нем питательных веществ: белков, жиров, жирорастворимых витаминов А, Е, К, некоторых минеральных веществ (натрий, цинк). Энергетическая ценность молозива 1500-700 ккал/л (от 1-го дня после родов к 5-му дню). В молозиве содержится: белка 27,4 г/л (в переходном молоке 20,2 гл, зрелом молоке 12,5 г/л), липидов 33,4 г/л (в переходном молоке 43,8 г/л и в зрелом молоке 44,8 г/л). Соотношение главных минеральных веществ: Са : Р = 2,5 : 1, K : Na = 1 : 1. Соотношение аминокислот: в молозиве в 2 раза больше цистеина, чем в зрелом молоке, таурин является доминирующей свободной аминокислотой молозива.

        Лимфоциты молозива секретируют факторы роста, способствующие созреванию эпителия кишечника новорожденного.

       Молозиво содержит ряд защитных факторов, в частности иммуноглобулины. Осаждаясь на поверхности слизистой оболочки кишечника ребёнка, иммуноглобулины предохраняют его организм от действия бактерий, вирусов и других патогенов.

       Молозиво активирует двигательные функции желудочно-кишечного тракта и способствует освобождению кишечника ребёнка от мекония.

       Молозиво облегчает протекание у новорожденного естественной желтухи.

     16.4.1.2.  Зрелое женское молоко.

     Секреция молозива на 3 - 14-й день после родов постепенно сменяется на секрецию зрелого молока.

     16.4.1.2.1.  Белки зрелого молока. Белки грудного молока подразделяются на две основные группы: сывороточные белки и казеины. Соотношение концентраций этих белков в грудном молоке меняется на протяжении лактации от 80 : 20 на начальном этапе к 60 : 40 в среднем интервале и доходит до 50 : 50 в позднем этапе лактации. Средняя концентрация белка в зрелом молоке составляет 4,5 г / л. Структура белка молока соответствует возможностям ферментативных систем пищеварительного тракта ребенка. Из общего количества белка ~30% составляют: секреторный иммуноглобулин, лактоферрин и лизоцим. Это не питательные вещества, а белки участвующие в осуществлении других функций организма. В грудном молоке содержится около 9 г / л белка. Это количество удовлетворяет потребностям ребенка в белке первые 4-6 месяцев жизни, то есть в период грудного вскармливания. Утилизация белка в организме ребёнка близка к 100%.

     16.4.1.2.2.  Аминокислоты. В грудном молоке содержатся все аминокислоты необходимые для питания ребёнка. Среди них девять незаменимых аминокислот: триптофан, лейцин, изолейцин, валин, треонин, лизин, метионин, фенилаланин, гистидин. Для новорожденных и детей первых 3-х месяцев жизни незаменимой аминокислотой является таурин. У детей такого возраста снижена активность ферментов, ответственных за синтез таурина. Необходимый уровень активности этих ферментов развивается к 3-м месяцам жизни ребёнка. Таурин играет важную роль в развитии ткани мозга и сетчатки глаз, в поддержании клеточных и субклеточных мембран, способствует сократительной функции миокарда. Кроме того, для ребенка первого года жизни незаменимыми являются цистеин, тирозин. Это связано с недостаточным образованием фермента цистеиназы, катализирующей преобразование метионина в цистеин. В целом, высокие уровни концентраций аминокислот, составляющих белки грудного молока, особенно цистеина, метионина и таурина, способствуют развитию центральной нервной системы ребенка, улучшают метаболические процессы в печени и миокарде и облегчают всасывание липидов.

     16.4.1.2.3.  Липиды, полиненасыщенные жирные кислоты (линолевая, линоленовая, арахидоновая), минеральные вещества и витамины. Липиды женского грудного молока предназначены для осуществления не только энергетической, но и пластической функций организма ребёнка. Особенно значима эта функция жиров для развития тканей головного мозга. В частности, основной прирост содержания липидов в тканях головного мозга происходит на этапе раннего постнатального развития. Женское молоко по составу жирных кислот относительно стабильно и содержит около 57% ненасыщенных жирных кислот и около 42% насыщенных жирных кислот. Усвояемость жиров из грудного молока составляет ~90-95%. При этом полиненасыщенные жирные кислоты (линолевая, линоленовая, арахидоновая) легче гидролизуются липазой и не требуют для своего переваривания эмульгатора - жёлчи. Незаменимыми полиненасыщенными кислотами являются линолевая и арахидоновая жирные кислоты. Полиненасыщенные жирные кислоты при содействии витаминов А и Е обеспечивают структурную и функциональную целостность клеточных мембран. Облегчённый гидролиз этих жирных кислот имеет большое значение в связи с минимальной функцией жёлчевыведения у детей грудного возраста. Содержание фосфолипидов, являющихся основным пластическим материалом для формирования клеточных мембран, составляет ~6% липидной фракции грудного молока. Фосфолипиды являются структурными компонентами ядер, митохондрий, мембран и микросом клеток. Они участвуют в транспорте ионов и различных органических соединений через цитоплазматические мембраны. Это является необходимым условием нормального метаболизма. Женское молоко богато длинноцепочечными полиненасыщенными жирными кислотами (омега-3 и омега-6 жирные кислоты). Эти кислоты необходимы для развития мозга, процессов миелинизации нервных волокон, для осуществления функции хемотаксиса нейтрофилов и агрегации тромбоцитов, для синтеза простагландинов и тромбоксанов, для стабилизации структуры мембран эритроцитов и клеток паренхиматозных органов. Показано, что омега-3 жирные кислоты участвуют в каскаде биохимических процессов быстродействующей адаптации, а омега-6 жирные кислоты - в каскаде процессов долговременной адаптации, в процессах роста и дифференцирования тканей. От уровней концентраций арахидоновой и линолевой кислот зависит синтез простагландинов, являющихся средством управления многими функциями организма.
     Полиненасыщенные жирные кислоты участвуют в метаболизме холестерола. Они соединяются с холестеролом и образуют растворимый в воде эфир холестерола, который может выводиться почками. Соответствующее потребностям поступление холестерола ребенку при грудном вскармливании обеспечивает оптимальное управление метаболизмом холестерола в последующей жизни человека.

     16.4.1.2.4.  Углеводы.
     В грудном молоке содержится ~14 углеводов. В их составе олигосахариды и моносахариды. Олигосахариды грудного молока не гидролизуются в проксимальных отделах желудочно-кишечного тракта детей и достигают толстой кишки в неизмененном виде. Там они выполняют функции пробиотиков, то есть являются субстратом для роста бифидобактерий.
     Большое значение для организма ребёнка имеет "бифидус фактор" грудного молока. Это вещество способствует росту и размножению лактобацилл в кишечнике, создает в полости кишечника кислую среду и подавляет рост потенциального патогена - кишечной палочки. Лактобациллы кишечника ребёнка участвуют в гидролизе белков, в омылении жиров, в переработке пищевой клетчатки.
     В грудном женском молоке преобладает β- лактоза (~4% в молозиве, 7% - в зрелом молоке). Она медленно гидролизуется в тонкой кишке ребёнка. Расщепление β-лактозы до уксусной кислоты осуществляется биотой толстой кишки. Это расщепление ведёт к повышению pH содержимого толстой кишки. Повышение рН блокирует размножение в толстой кишке многих патогенных микробов. Таким образом β-лактоза участвует в защите микробиоты кишечника от инвазии патогенными микроорганизмами.
     Лактоза грудного молока способствует всасыванию ионов кальция, витамина D и железа. Эти вещества предохраняют от возникновения и развития рахита и анемии. Из всех олигосахаров β-лактоза в наименьшей степени повышает осмолярность крови. Это способствует метаболической защите почек, осморегулирующаяся функция которых у детей раннего возраста развита не полностью. Медленное расщепление лактозы в толстой кишке способствует образованию колоний бифидобактерий. Эти бактерии обеспечивают в желудочно-кишечном тракте детей кислую среду, угнетающую рост патогенных бактерий, грибов и паразитов. Напротив, содержащаяся в коровьем молоке α-лактоза быстро расщепляется в верхних отделах желудочно-кишечного тракта, что благоприятствует росту кишечной палочки. Лактоза обеспечивает около 40% энергетических потребностей детей. В процессе метаболизма она преобразуется в глюкозу и галактозу. Глюкоза является источником энергии для осуществления функций организма. Галактоза входит в состав галактозолипидов, веществ необходимых для развития нервной системы. Галактоза также стимулирует синтез витаминов группы В.
     В состав углеводов женского молока входят незначительные по количеству (минорные) сахара - фукоза и манноза. Доля минорных сахаров ~10-15%. Они относятся к незаменимым питательным веществам, которые входят в состав многих гликопротеинов и гликопептидов организма. Для нормального синтеза молока у кормящих матерей необходимо, чтобы в рационе питания матери присутствовали манноза, фукоза и их производные.

     16.4.1.2.5.  Минеральные макро- и микроэлементы. Грудное молоко содержит ~15 минеральных макроэлементов и микроэлементов. Незаменимые минералы: медь, цинк, фтор, железо, кобальт, селен. Цинк, медь и селен участвуют в обеспечении роста и развития, гемапоэза, иммунитета, в антиоксидантной защите организма детей. Железо женского молока полностью усваивается, что позволяет избежать развития железодефицитного состояния. На поздних этапах лактации концентрация некоторых минеральных веществ в грудном молоке может снижаться.

     16.4.1.2.6.  Ферменты.
     В грудном молоке содержится ~19 пищеварительных ферментов. Они осуществляют аутолитическое пищеварение, то есть расщепление пищевых веществ, содержащихся в молоке. Таким образом, ферменты грудного молока значительно облегчают для ребенка процессы переваривания и усвоения питательных веществ. Ферменты, содержащиеся в женском молоке (пепсин, трипсин, липаза, амилаза и др.), восполняют дефицит пищеварительных ферментов у ребенка раннего возраста.
     Липаза женского молока катализирует переваривание 30-40% жиров. Этим процессам предшествует эмульгирование жиров молока жёлчными кислотами. Грудное молоко содержит гормоны, влияющие на метаболизм веществ в организме и на поведенческие реакции ребёнка. Среди гормонов присутствуют: окситоцин, пролактин, стероиды надпочечников, гормоны щитовидной железы и гипофиза, инсулин, кальцитонин, нейротензин, различные нейропептиды. В грудном молоке содержатся многочисленные тканевые индукторы и модуляторы роста: фактор роста эпидермиса, инсулиноподобный фактор роста, фактор роста нервной ткани, трансформирующий фактор, участвующий в развитии печени, мышц. Пептидные гормоны, являющиеся средством управления поведением, могут опосредовать влияние организма матери на поведение ребёнка. В частности, содержащиеся в грудном молоке активные пептиды и гормоны участвуют в управлении взаимодействием (общением) матери и ребенка в процессе кормления грудью. Особое значение имеют нейропептиды нейротензин и серотонин. Нейротензин является средством управления: уровнем концентрации глюкозы в плазме крови ребёнка, активностью пищевого поведения ребенка, реакциями термогенеза, объёма внутрисосудистой жидкости и гемадинамики. Серотонин, помимо своего основного действия как медиатора, влияет на секрецию и выведение слизи и мукопротеинов в слизистой оболочке желудочно-кишечного тракта. Слизь выполняет защитную функцию. При достаточной интенсивности лактации грудное молоко обеспечивает потребности ребенка в жидкости. При нормальном грудном кормлении нет необходимости вводить младенцу дополнительную жидкость.

Таблица.  Рекомендуемые значения суточного потребления питательных веществ и энергии детьми грудного возраста, утвержденные Коллегией МЗ РФ 31.05.91 г.
Модификация:
1. Сергеева К.М. Педиатрия, СПб, Питер, 2007, 544 с.
2. Michaelsen K.F., Weaver L., Branca F., and Robertson A.
Кормление и питание грудных детей и детей раннего возраста. Методические рекомендации для Европейского региона ВОЗ..., 2003, 191 p., см.: Система репродукции. Литература.

Возраст, мес

Энергия, Ккал / кг

Белки, г

Жиры, г

Углеводы, г

Соотношения:
Белки / Жиры / Углеводы

1

0-2

~115

~2,2

~6,5

~13

1/3/6

2

3-5

~115

~2,6

~6,0

~13

1/2/5

3

6-11

~110

~2,9

~5,5

~13

1/2/4,5

Таблица.  Стадии лактации.
Модификация: Riordan J. Breastfeeding and Human Lactation, 3rd ed., Dorling Kindersley, 2004, 846 p., см.: Физиология человека: Литература. Иллюстрации.

Стадии, продолжительность

Характерные для стадии процессы

1

Маммогенез = Mammogenesis

   Рост грудных желёз, увеличение размеров и массы грудных желёз.
   Пролиферация системы железистых структур и протоков под влиянием эстрогена и прогестерона.

2

Лактогенез, стадия I = Lactogenesis, stage I
(от средины беременности до второго дня после родов)

  Запуск синтеза молока и его осуществление от средины беременности и до её завершения.
   Дифференциация эпителиальных секреторных клеток в железистые клетки млечных альвеол.
   Стимуляция секреторной функции железистых клеток млечных альвеол пролактином.

3

Лактогенез, стадия II = Lactogenesis, stage II
(начинается на второй - третий день после родов и продолжается приблизительно до восьмого дня после родов)

  Объединение железистых клеток млечных альвеол посредством плотных контактов.
  Запуск быстрого снижения уровня концентрации прогестерона в плазме крови матери. Уровень концентрации пролактина остается высоким.
  Быстрое увеличение кровоснабжения грудных желёз. Увеличение интенсивности метаболизма грудных желёз. Начало обильной секреции молока.
  Наполнение и согревание грудных желёз.
  Переключение от эндокринных механизмам управления к аутокринным (местным) механизмам управления секрецией молока.

4

Галактопоэз, стадия III = Galactopoiesis, stage III
(от восьмого-девятого дня после родов до начала инволюции тканей грудных желёз).

  Поддержание установившегося уровня секреции при потреблении молока во время грудного вскармливания ребёнка.
  Аутокринное управление секрецией молока.
  В интервале между шестым и девятым месяцами после родов размеры грудных желёз уменьшаются.

5

Инволюция = Involution
(начало и продолжительность варьируют, в среднем через ~40 дней после последнего грудного кормления).

   Регулярное дополнительное прикармливание ребёнка.
  Под влиянием нарастающей секреции тормозных пептидов, секреция молока уменьшается.
  Высокий уровень концентрации натрия.


Схема. Виды молока.
Модификация: Stables D., Rankin J., Eds. Physiology in Childbearing: with Anatomy and Related Biosciences. Elsevier, 2010, 792 p., Физиология человека: Литература. Иллюстрации.


Грудное молоко матери соответствует индивидуальным динамическим особенностям пищеварения и метаболизма веществ в организме её грудного ребенка, возможностям всех его систем. Динамика лактации и состава грудного молока: (молозиво  ──  переходное молоко  ── зрелое молоко) синхронны с динамикой потребностей новорожденного и способствуют адаптации новорожденного к внеутробному существованию.


Схема. Объём молока, секретируемого во время первой недели после родов.
Модификация: Creasy R.K., Resnik R., Iams J.D., Lockwood C.J., Moor T.R., Eds. Creasy and Resnik's Maternal-fetal medicine: principles and practice, 6th ed. Elsevier, 2009, 1296 p., Физиология человека: Литература. Иллюстрации.

График построен по данным репрезентативной выборки. Результаты взвешивания детей до- и после грудного кормления их неоднократно рожавшими матерями.

Таблица.  Компоненты секрета молочных желёз в различные стадии лактации.
Модификация:
1. Шабалов Н.П., ред. Неонатология. Двухтомник. 3-е изд., М., МЕДпресс-информ, 2004, 608 с.
2. Michaelsen K.F., Weaver L., Branca F., and Robertson A.
Кормление и питание грудных детей и детей раннего возраста. Методические рекомендации для Европейского региона ВОЗ..., 2003, 191 p., см.: Система репродукции. Литература.

Секрет молочных желёз

Компоненты, г в 100 мл

Белки

Углеводы

Липиды

Минеральные
вещества

1

Молозиво

2,2 - 5,8

4,1 - 7,6

2,8 - 4,1

4,8 - 8,1

2

Переходное молоко (с 4 - 5 дня после родов)

1,6 - 2,1

5,7 - 7,8

2,9 - 4,4

2,2 - 3,4

3

Зрелое молоко (с 3-й недели)

0,9 - 1,8

6,0 - 7,0

3,3 - 3,6

1,8 - 2,1

Таблица.  Главные компоненты грудного молока человека и их назначение.
Модификация: Riordan J. Breastfeeding and Human Lactation, 3rd ed., Dorling Kindersley, 2004, 846 p., см.: Физиология человека: Литература. Иллюстрации.

Компоненты

Назначение

Клетки

1

Фагоциты (макрофаги) = Phagocytes (macrophages)

  Поглощают и абсорбируют патогены = Engulf and absorb pathogens;
  Выделяют иммуноглобулины = Release IgA;
  Полиморфоядерные и мононуклеарные клетки = Polymorphonuclear and mononuclear.

2

Лимфоциты = Lymphocytes

  T-клетки и B-клетки = T cells and B cells;
  Основа клеточного иммунитета = Essential for cell-mediated immunity;
  Антивирусная активность = Antiviral activity;
  Память T-клеток обеспечивает долговременные механизмы защиты = Memory T cells give long-term protection.

Антивоспалительные факторы = Anti-inflammatory Factors

3

Простагландины PGE1, PGE2 = Prostaglandins PGE1, PGE2

  Защита клеток = Cytoprotective.

4

Цитокины /  хемокины = Cytokines / chemokines

  Иммуномодуляторы, взаимодействующие со специфическими биохимическими рецепторами клеток = Immunodulating agents that bind to specific cellular receptors;
  Активируют систему иммунитета = Activate the immune system;
  Способствуют росту молочных желёз = Promote mammary growth;
  Участвуют в переносе лимфоцитов матери в её грудное молоко и в переносе лимфоцитов через стенку кишечника ребёнка = Move lymphocytes into breastmilk and across neonatal bowel wall;
  TGF-β - преобладающий цитокин молозива = TGF-β is the dominating cytokine in colostrum.

5

Факторы роста = Growth factors

  Способствуют созреванию кишечника = Promote gut maturation;
  Способствуют росту эпителиальных клеток = Epithelial cell growth;
  Один из цитокинов - EGF (фактор роста эпидермиса) = EGF is a type of cytokine.

Ферменты = Enzymes

6

Амилаза = Amylase

  Облегчает (катализирует) переваривание (гидролиз) полисахаридов у детей = Facilitates infant digestion of polysaccharides.

7

Липаза = Lipase

  Гидролизует жиры в тонкой кишке у детей = Hydrolizes fat in infant intestine;
  Обладает бактерицидной активностью = Bactericidal activity.

Факторы роста / Гормоны = Growth Factors/Hormones

8

Гормоны роста человека = Human growth factors

   Полипептиды, стимулирующие пролиферацию эпителия слизистой оболочки тонкой кишки = Polypeptides that stimulate proliferation of intestinal mucosa and epithelium;
  Участвуют в организации в слизистых оболочках барьера для антигенов = Strengthens mucosal barrier to antigens.

9

  Кортизол = Cortisol;
  Инсулин = Insulin;
  Тироксин = Thyroxine;
  Холецистокинин = Cholecystokinin, (CCK).

  У новорожденных способствуют созреванию тонкой кишки и организации интестинальной иммунной защиты = Promotes maturation of the neonates intestine and intestinal host-defense process;
  Тироксин предотвращает гипотиреоидизм = Thyroxin protects against hypothyroidism;
  Холецистокинин участвует в пищеварении = CCK enhances digestion.

10

Пролактин = Prolactin.

  Участвует в развитии B-лимфоцитов и T-лимфоцитов = Enhances development of B and T lymphocytes.

Липиды (Главный источник энергии) = Lipids (Fat) Major source of calories.

11

Длинноцепочечные полиненасыщенные жирные кислоты = Long-chain polyunsaturated fatty acids (LC-PUFA)

  DHA (docosahexaenoic acid) и AA (arachidonic acid) участвуют в осуществлении зрительного восприятия и познавательных способностей = DHA and AA associated with higher visual acuity and cognitive ability
  Состав грудного молока зависит от диеты матери = Breastmilk content dependent on maternal diet.

12

Свободные жирные кислоты = Free fatty acids (FFA)

  Бактериостатическое и бактерицидное действие = Anti-infective effects.

13

Триглицериды = Triglycerides

  Для детей является наиболее значительным источником энергии = Largest source of calories for infant;
   Липазой расщепляются на свободные жирные кислоты и глицерол = Broken down to free fatty acids and glycerol by lipase;
  Типы жиров в грудном молоке зависят от диеты матери = Types of fat depend on maternal diet.

Углеводы (главный источник энергии) = Carbohydrates, major energy source

14

Лактоза = Lactose

   Карбогидразами расщепляется на галактозу и глюкозу = Breaks down into galactose and glucose;
  Усиливает всасывание ионов кальция, магния и марганца = Enhances absorption of Ca, Mg, and Mn.

15

Олигосахариды = Oligosaccharides

   Лиганды микробов и вирусов = Microbial and viral ligands.

16

Гликоконъюгаты = Glycoconjugates

  Лиганды микробов и вирусов = Microbial and viral ligands.

Минералы = Minerals

17

Макроэлементы и микроэлементы

  Участвуют в механизмах регулирования функций организма = Regulates normal body functions;
   Концентрации в грудном молоке слабо зависят от диеты матери = Minimal influence by maternal diet.

Белки = Proteins

18

Белки плазмы крови = Whey

  Содержат лактоферрин, лизосомные иммуноглобулины, β-лактальбумин = Contains lactoferrin, lysozyme, and immunoglobulins, alpha-lactalbumin.

19

Иммуноглобулины (SIgA, IgM, IgG) = Immunoglobulins (SIgA, IgM, IgG)

  Участвуют в организации иммунного ответа на специфические антигены среды = Immunity response to specific antigens in environment;
  Источниками секреторного иммуноглобулина А (SIgA) в молочных железах являются лимфоидная ткань бронхов и кишечника = SIgA (Secretory Immunoglobulin A) pathways to mammary gland called GALT (gut-associated lymphoid tissue) and BALT (bronchus-associated lymphoid tissue).

20

Лактоферрин = Lactoferrin

  Антибактериальное действие, особенно против кишечной палочки = Antibacterial especially against E. coli;
  Переносчик ионов железа = Iron carrier.

21

Лизосомы = Lysozyme

  Бактерицидное и противовоспалительное действие = Bacteriocidal and anti-inflammatory;
  Начиная с шестого месяца после родов активность прогрессивно увеличивается = Activity progressively increases starting 6 months after delivery.

22

Таурин = Taurine

  Источник значительного количества аминокислот = Abundant amino acid;
  Участвует в раннем созревании головного мозга и развитии сетчатки глаза = Associated with early brain maturation and retinal development.

23

Казеин = Casein

  Предотвращает прилипание микробов к слизистым оболочкам = Inhibits microbial adhesion to mucosal membranes.

Витамины = Vitamins

24

Витамины A, C, E = Vitamins A, C, E

  Противовоспалительное действие = Anti-inflammatory action;
   Антиоксидантное действие = Scavenges oxygen radicals.

Жидкая часть (растворитель)

25

Вода = Water

  Составляет ~87,5% объёма грудного молока = Constitutes 87.5% of human milk volume;
  Обеспечивает адекватную гидратацию организма новорожденного = Рrovides adequate hydration to infant.

Таблица.  Содержание незаменимых аминокислот в грудном молоке человека.
Модификация: p.28 In: Dietary protein quality evaluation in human nutrition: Report of an FAO Expert Consultation, Food and Agriculture Organization of the United Nations, Rome, 2013, 79 p., см.: Физиология человека: Литература. Иллюстрации.

Аминокислота, стандартное обозначение

Относительная концентрация, мг / г общего белка*

1

Гистидин, His

21

2

Изолейцин, Ile

55

3

Лейцин, Leu

96

4

Лизин, Lys

69

5

Метионин + Цистеин, Met + Cys

33

6

Фенилаланин + Тирозин, Phe + Tyr

94

7

Треонин, Thr

44

8

Триптофан, Trp

17

9

Валин, Val

55

Таблица.  Энергетическая ценность 1 л женского молока на первой неделе лактации.
Модификация:
1. Шабалов Н.П., ред. Неонатология. Двухтомник. 3-е изд., М., МЕДпресс-информ, 2004, 608 с.
2. Michaelsen K.F., Weaver L., Branca F., and Robertson A.
Кормление и питание грудных детей и детей раннего возраста. Методические рекомендации для Европейского региона ВОЗ..., 2003, 191 p., см.: Система репродукции. Литература.

Энергетическая
ценность

День лактации после родов

1 2 3 4 5 6 7
1

КДж

6280 4605 3349 3140 2931 2831 2612
2

Ккал

1500 1100 800 750 700 675 650

Таблица.  Суточная потребность детей в основных витаминах и минеральных веществах.
Модификация:
1. Шабалов Н.П., ред. Неонатология. Двухтомник. 3-е изд., М., МЕДпресс-информ, 2004, 608 с.
2. Michaelsen K.F., Weaver L., Branca F., and Robertson A.
Кормление и питание грудных детей и детей раннего возраста. Методические рекомендации для Европейского региона ВОЗ..., 2003, 191 p., см.: Система репродукции. Литература.

Вещество

Доза

Новорожденные Дети возрастом до 6 месяцев

1. Жирорастворимые витамины

1.1

Витамин А, МЕ (ретиноловый эквивалент, мкг)

500

1200

1.2

Витамин D, МЕ

120-195

375

1.3

Витамин Е, мг (α-токоферолового эквивалента)

400 (4,5)

400 (3)

1.4

Витамин К, мкг

15

5

2. Водорастворимые витамины

2.1

Аскорбиновая кислота (витамин С), мг

20

30

2.2

Фолиевая кислота, мкг

50

25

2.3

Тиамин (витамин Bj), мг

0,2

0,3

2.4

Рибофлавин (витамин В2), мг

0,4

0,4

2.5

Пиридоксин (витамин В6), мг

0,4

0,3

2.6

Ниацин, мг

5

5

2.7

Витамин В12, мг

0,5

0,3

2.8

Пантотеновая кислота, мг

2

2

2.9

Биотин, мкг

12

35

3. Минеральные вещества

3.1

Натрий, мг / кг

30

65-70

3.2

Хлор, мг / кг

45

80-90

3.3

Калий, мг / кг

50

70-75

3.4

Кальций, мг / кг

75

50-55

3.5

Фосфор, мг / кг

25-35

35-40

3.6

Магний, мг / кг

5-6

5-6

3.7

Железо, мг / кг

1

1

3.8

Цинк, мг / кг

0,3-0,5

0,5-1,0

3.9

Йод, мкг / кг

5-6

5-6



СИСТЕМА РЕПРОДУКЦИИ: ОГЛАВЛЕНИЕ
СИСТЕМА РЕПРОДУКЦИИ: ТАБЛИЦЫ
СИСТЕМА РЕПРОДУКЦИИ: ИЛЛЮСТРАЦИИ
СИСТЕМА РЕПРОДУКЦИИ: ЛИТЕРАТУРА

Google

В отдельном окне: 

     
«Я    У Ч Е Н Ы Й    И Л И . . .    Н Е Д О У Ч К А ?»
    Т Е С Т    В А Ш Е Г О    И Н Т Е Л Л Е К Т А

Предпосылка:
Эффективность развития любой отрасли знаний определяется степенью соответствия методологии познания - познаваемой сущности.
Реальность:
Живые структуры от биохимического и субклеточного уровня, до целого организма являются вероятностными структурами. Функции вероятностных структур являются вероятностными функциями.
Необходимое условие:
Эффективное исследование вероятностных структур и функций должно основываться на вероятностной методологии (Трифонов Е.В., 1978,..., ..., 2015, …).
Критерий: Степень развития морфологии, физиологии, психологии человека и медицины, объём индивидуальных и социальных знаний в этих областях определяется степенью использования вероятностной методологии.
Актуальные знания: В соответствии с предпосылкой, реальностью, необходимым условием и критерием... ...
о ц е н и т е   с а м о с т о я т е л ь н о:
—  с т е п е н ь  р а з в и т и я   с о в р е м е н н о й   н а у к и,
—  о б ъ е м   В а ш и х   з н а н и й   и
—  В а ш   и н т е л л е к т !


Любые реальности, как физические, так и психические, являются по своей сущности вероятностными.  Формулирование этого фундаментального положения – одно из главных достижений науки 20-го века.  Инструментом эффективного познания вероятностных сущностей и явлений служит вероятностная методология (Трифонов Е.В., 1978,..., ..., 2014, …).  Использование вероятностной методологии позволило открыть и сформулировать важнейший для психофизиологии принцип: генеральной стратегией управления всеми психофизическими структурами и функциями является прогнозирование (Трифонов Е.В., 1978,..., ..., 2012, …).  Непризнание этих фактов по незнанию – заблуждение и признак научной некомпетентности.  Сознательное отвержение или замалчивание этих фактов – признак недобросовестности и откровенная ложь.


     ♥  Ошибка?  Щелкни здесь и исправь ее!                                 Поиск на сайте                              E-mail автора (author): tryphonov@yandex.ru

π

ψ

σ

Санкт-Петербург, Россия, 1996-2015

Copyright © 1996-, Трифонов Е.В.

Разрешается некоммерческое цитирование материалов данной энциклопедии при условии
полного указания источника заимствования: имени автора, названия и WEB-адреcа данной энциклопедии


 
Всего посетителей = Altogether Visitors :  
Посетителей раздела «Соматология» = Visitors of section «Somatlogy» :