Трифонов Е.В.
Антропология:   дух - душа - тело - среда человека,

или  Пневмапсихосоматология человека

Русско-англо-русская энциклопедия, 18-е изд., 2015

π

ψ

σ

Общий предметный алфавитный указатель

Психология Соматология Математика Физика Химия Наука            Общая   лексика
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z


ЭМБРИОГЕНЕЗ: ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ
embryogenesis: essential terms ]

     (1830, греч.: - εμβρϋον - растущее во чреве, зародыш; 1548  +  ένεσις - рождение, творение, происхождение; 1604).
     (Лат.: termino - ограничить пределы чего-либо; 13 в).
     
Терминология эмбриологии - это структурированная совокупность понятий и терминов, используемых для представления теоретических и практических знаний в специфической области науки - в эмбриологии.
     Эмбриогенез человека, или стадия эмбрионального развития зародыша, или стадия эмбриона в развитии зародыша - это этап внутриутробного развития зародыша человека в полости матки женщины во время её беременности.

     Эмбриогенез является предметом эмбриологии (embryology), раздела гистологии человека, изучающего образование зародыша, закономерности его структуры, функций и его развития. (1847, греч.: - εμβρϋον - растущее во чреве, зародыш; 1548  +  λόγος - учение).

Таблица.  Основные термины эмбриологии.
Модификация: Moore K.L., Persaud T.V.N. The Developing Human: Clinically Oriented Embryology. Saunders, 2007, 536 p., см.: Физиология человека: Литература. Иллюстрации.

Термин по-русски Эквивалент по-английски Этимология Объяснение
1 Овоцит Oocyte

1895, лат.: ovum - яйцо.

Овоциты - это женские зародышевые или половые клетки, образующиеся в яичнике. После созревания овоциты называют вторичными овоцитами, или зрелыми овоцитами.

2 Сперматозоид Sperm

~14 в., греч.: - σπέρμα - семя, начало, род, потомок, дитя

Сперматозоиды - это мужские зародышевые клетки, образующиеся в яичках. Во время эякуляции из мужского мочеиспускательного канала изгоняется громадное количество сперматозоидов

3 Зигота Zygote

1887, греч.: - ζϋγόν - ярмо, хомут

Зигота - это клетка, образующаяся в результате слияния двух гамет разного пола (овоцита и сперматозоида), оплодотворённая яйцеклетка. Зигота, одноклеточный зародыш, или эмбрион является началом нового человека.

4 Зародыш
человека
Germ of human

~1644 г., лат.: germin-, germen - зародыш.

Зародыш человека - это часть концептуса человека, развивающийся организм человека в интервале времени от оплодотворения яйцеклетки до рождения.
     Процесс внутриутробного развития человека условно разделяют на два этапа: этап развития эмбриона и этап развития плода.
     Этап развития эмбриона продолжается первые 8 недель существования зародыша. В этом интервале времени зародыш называют эмбрионом. На эмбриональном этапе развития у зародыша человека образуются зачатки всех важнейших органов и систем органов.
     С девятой недели беременности начинается фетальный, или пло́довый этап развития зародыша. На этом этапе развития зародыш называют плодом. Фетальный этап в норме завершается рождением плода. После рождения плода его называют новоро́жденным ребёнком, или просто новоро́жденным.
     На фетальном этапе развития зародыша происходит дальнейшее развитие органов, находившихся в зачаточном состоянии, совершается структурно-функциональная организация систем органов, обеспечивающих жизнедеятельность внутриутробного плода, а после родов и новоро́жденного ребёнка.

5 Срок беременности Gestational Age

1615, лат.: gesto - носить, быть беременной

Поскольку процесс оплодотворения в естественных условиях ненаблюдаем, непосредственно определить точную точку отсчёта зачатия (начало беременности) очень трудно. Врачи косвенно оценивают возраст эмбриона или плода от предполагаемого первого дня последнего нормального менструального периода. Эта оценка приблизительно на две недели больше, чем срок реальной беременности. Это связано с тем, что оплодотворение яйцеклетки не может произойти в течение приблизительно двух недель после предшествующей менструации.

6 Дробление зиготы Cleavage

1816

Дробление зиготы - это процесс, представляющий собой серию митотических делений зиготы (оплодотворённой материнской клетки). Дробление зиготы приводит к образованию ранних эмбриональных дочерних клеток, бластомеров, составляющих многоклеточный эмбрион. Размер дробящейся зиготы остаётся неизменным, поскольку после каждого успешного дробления размер бластомеров становится меньше

7 Морула Morula

1874, лат.: morus - тутовая ягода  +  -ул, -ула, уля  -  регулярная и продуктивная словообразовательная единица, образующая имена существительные с уменьшительным значением.

Морула - это структура, образовавшихся в результате дробления зиготы. Соответствующая стадия эмбриогенеза называется стадией морулы. Морула представляет собой плотную массу, состоящую из 12 ÷ 32-х бластомеров. Бластомеры изменяют свою форму и плотно скрепляются друг с другом, образуя состоящий из клеток компактный шар. Этот феномен уплотнения зиготы запускается, вероятно, клеточными поверхностными склеивающими гликопротеинами. Стадия морулы завершается на 3 ÷ 4-й день после оплодотворения. После этого ранний эмбрион по яйцеводу (маточные трубы) входит в матку. С первых же дроблений зиготы формируются два вида бластомеров - «темные» и «светлые». «Светлые», более мелкие, бластомеры дробятся быстрее. Они располагаются одним слоем вокруг крупных «темных» бластомеров, концентрирующихся в середине зародыша. Из поверхностных «светлых» бластомеров в последующем развивается трофобласт. Трофобласт будет связывать зародыш с материнским организмом и обеспечивать питание зародыша. Из внутренних, «темных», бластомеров в последующем будет развиваться эмбриобласт. Эмбриобласт является началом для последующего развития тела зародыша и некоторых внезародышевых органов (амнион, желточный мешок, аллантоис).

8 Бластоциста Blastocyste

1881, греч.: βλαστός - росток, отпрыск  +  κύτός - сосуд, объём

Бластоциста - это структура, являющаяся результатом развития морулы. Бластоциста представляет собой клеточную полость (бластоцель) заполненную жидкостью. Стадия эмбриогенеза, во время которой развивается бластоциста, называется стадией бластоцисты.
     Стадия бластоцисты наступает через 2 ÷ 3 дня после того, как морула из маточных труб (Фаллопиевы трубы) входит в полость матки. Габриэль Фаллопий, Gabriele Falloppio (1523-1562), анатом, Италия. Здесь из морулы развивается бластоциста. Бластоциста состоит из двух видов клеток (бластомеров) - «темных» и «светлых». Её центрально расположенные «темные» клетки называют внутренней клеточной массой, или эмбриобластом. Эмбриобласт является началом для последующего развития тела зародыша и некоторых внезародышевых органов (амнион, желточный мешок, аллантоис). Из поверхностных «светлых» бластомеров начинает развиваться трофобласт. Трофобласт предназначен для взаимодействия зародыша с материнским организмом и обеспечения питания зародыша.
    В трофобласте выделяют два слоя внутренний слой (цитотрофобласт) и наружный слой (синцитиотрофобласт). Внутренний слой трофобласта образует полость бластоцисты - бластоцель. Клетки бластоцеля синтезируют заполняющую его жидкость. После имплантации, с развитием зародыша, на стадии гаструлы эта полость называется экстраэмбриональным цело́мом, или внезародышевой полостью (полость хориона).

9 Имплантация Implantation

1578, лат.: impleo - оплодотворять, делать беременной; 1578

Имплантация - это процесс активного внедрения бластоциста в слизистую оболочку (эндометрий) стенки матки. Период развития (~6 дней) от момента оплодотворения яйцеклетки до момента начала имплантации называют предимплантационным периодом развития эмбриона.

10 Гаструла Gastrula

1877, греч.: γάστρη - полость  +  -ул, -ула, уля  - регулярная и продуктивная словообразовательная единица, образующая имена существительные с уменьшительным значением.

Гаструла - это структура, являющаяся результатом развития бластоцисты. Процесс преобразования бластоцисты в гаструлу называется гаструляцией. Стадия эмбриогенеза, в результате которой образуется гаструла, называется стадией гаструляции.
     Стадия гаструляции осуществляется приблизительно на третьей неделе развития эмбриона. Гаструла представляет собой эмбриональный диск, состоящий из трёх зародышевых слоев: эктодерм, мезодерм (мезодерма) и эндодерм. Клетки этих слоев постепенно дифференцируются в клетки, ткани и органы эмбриона.
     В дифференцированной мезодерме выделяют три части: дорзальную, промежуточную и вентральную. Дорзальная мезодерм называется предсомитной мезодермой. Из неё развиваются симметричные парные структуры - сомиты (всего 44 сомита). В каждом сомите различают склеротом, миотом и дерматом. Склеротом - это совокупность клеток вентромедиальной области сомитов. Из склеротома развиваются кости и хрящи (позвонки, рёбра, лопатки). Миотом - внутренний слой клеток, из которых развиваются скелетные мышцы. Дерматом - это наружный слой клеток из которых развивается кожа.
     Промежуточная мезодерм расположена непосредственно латеральнее предсомитной мезодермы. Её называют нефротомом. Она является зачатком органов мочевыделительной и половой систем.
     Непосредственно латеральнее нефротома расположена вентральная мезодерм, или мезодерм латеральной пластинки. Двухслойная мезодерм латеральной пластинки имеет дорсальный (париетальный) листок и вентральный (висцеральный) листок. Париетальный листок называют соматической мезодермой, а висцеральный листок называют спланхнической мезодермой. Из соматической мезодермы латеральной пластинки образуются серозные оболочки. Из спланхнической мезодермы латеральной пластинки образуются ткани внутренних органов: соединительная, гладкомышечная и другие ткани внутренних органов и кровеносных сосудов.
     Приблизительно на 19-20-й день развития эмбриона между мезенхимальными клетками краниально к щёчно-глоточной мембране внутри краниальной латеральной пластинки мезенхимы появляется несколько изолированных везикул. На четвёртой неделе развития эмбриона эти везикулы сливаются и образуют U-образную (седлообразную) полость. Эта полость называется интраэмбриональным цело́мом, или внутриэмбриональной полостью. Постепенно интраэмбриональный цело́м распространяется каудально по направлению к первому сомиту, а также латерально внутрь латеральной пластинки мезенхимы. На этой стадии развития интраэмбриональный цело́м и экстраэмбриональный цело́м не сообщаются друг с другом.

11 Нейрула Neurula

1890, греч.: νεΰρον - жила, веревка, нить, позднее - нерв, лат,: nervus;  +  -ул, -ула, уля  -  регулярная и продуктивная словообразовательная единица, образующая имена существительные с уменьшительным значением.

Нейрула - это структура, являющаяся результатом развития гаструлы. Процесс преобразования гаструлы в нейрулу называется нейруляцией. Стадия эмбриогенеза, в результате которой образуется нейрула, называется стадией нейруляции. Стадия нейруляции осуществляется приблизительно на третьей - четвёртой неделе развития зародыша. Нейруляция представляет собой процесс развития нейрональной трубки (нервной трубки) из нейрональной пластинки (нервной пластинки, дериват нейроэктодерма). Нейруляция является начальным этапом развития нервной системы.

12 Эмбрион Embryo

1548, греч.: - εμβρϋον - растущее во чреве, зародыш; 1548

Эмбрион - это результат ранних стадий развития человека, продолжающихся от момента зачатия до восьмой недели (56 дней) беременности. К этому времени появляются зачатки всех главных структур организма. Размер эмбриона оценивается его длиной от верхушки начального черепа до дистальной точки начальных ягодиц.

13 Стадии преднатального * (предродового) развития Stages of Prenatal Development

1826, лат.: prae - впереди, перед, предшествующий    natalis - день рождения, связанный с моментом рождения

Эмбриональное развитие (эмбриональный этап развития) разделяется на стадии, поскольку развитие определенных морфологическимх характеристик осуществляется в периоды с некоторой изменчивостью (вероятностный процесс). Эмбриональный этап развития начинается первой стадией, с момента оплодотворения и заканчивается двадцать третьей стадией, на ~56-й день беременности. Плодный этап развития начинается с ~57-го дня и заканчивается моментом рождения плода матерью (завершением родов).

14 Оплодотворённое яйцо, или концептус Conceptus

1860, лат.: conceptus - зачатие, оплодотворение; 1860

Оплодотворённая яйцеклетка, или концептус - это дериваты зиготы, зародыш вместе с его придатками (оболочками, производными оплодотворения). Концептус включает все структуры, которые развиваются из зиготы. Это эмбриональные (интраэмбриональные) и экстраэмбриональные образования. В их состав входит эмбрион, эмбриональная часть плаценты и связанные с ней оболочки: амнион, хорионический (гестационный) мешок, пупочный пузырёк, или желточный мешок.

15 Примордий Primordium

1671, лат.: primus - первый  +  ordior - начинать, положить начало чему-либо (жизни)

Примордий - это зачаток органа, образование, являющееся предшественником органа или другой структуры. В частности, примордии верхних конечностей появляются на 26-й день в виде почки, или бутона.

16 Плод Fetus

~14 в., лат.: fetus - рождение на свет; ~14 в.

После восьми недель развития (эмбриональный этап развития) зародыш называют плодом. Развитие плода от момента завершения эмбрионального периода (от начала девятой недели беременности) до рождения называется плодным периодом. В этот период происходит дальнейшая дифференциация и рост тканей и органов.


* Примечание.  Часто используемое в научной среде определение «пренатальный» является ложной калькой (от англ.: pre-natal). В русском языке приставка «пре-» имеет значение, не относящееся к смыслу данного слова, маскирующее смысл термина. Латинской приставке «prae-» в русском языке соответствует приставка «пред-». Поэтому по-русски правильно говорить «преднатальный», но не «пренатальный». Правильное написание и произношение более определенно, не требует дополнительного разъяснения, является однозначным.
     Примеры: предсинаптический нейрон, предсинаптическая терминаль, предсинаптическая мембрана, предсинаптические процессы.


     Литература.  Иллюстрации.     References.  Illustrations
     Щелкни здесь и получи доступ в библиотеку сайта!     Click here and receive access to the reference library!

  1. Айваханов О.М. (французский философ и педагог, 1900-1986). Воспитание, начинающееся до рождения, М.: «Просвета», 1995, 44 с.
    Учебное пособие.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference. Файл в формате DJVU. Просмотр в Internet Explorer.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  2. Айламазян Э.К., Новиков Б.Н., Павлова Л.П., Палинка Г.К., Рябцева И.Т., Тарасова М.А. Акушерство, 4-е изд. СПб.: «СпецЛит», 2003, 528 с.
    Учебник для медицинских ВУЗов.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference. Файл в формате DJVU. Просмотр в Internet Explorer.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  3. Афанасьев Ю.И., Юрина Н.А., ред. Гистология, цитология и эмбриология. 5-е изд. М.: «Медицина», 2002, 737 с.
    Учебник для студентов медицинских ВУЗов.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  4. Афанасьев Ю.И., Юрина Н.А., Котовский Е.Ф. и др. Гистология, цитология и эмбриология. М., «Медицина», 2003, 737 с.
    Учебник для высших учебных заведений.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  5. Голиченков В.А., Иванов Е.А. Эмбриология, 4-е изд. М.: «Академия», 2004, 232 с.
    Учебник для университетов.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference. Файл в формате DJVU. Просмотр в Internet Explorer.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  6. Дуда Вл.И., Дуда В.И., Дражина О.Г. Акушерство, 3-е изд., М., Оникс, 2007, 466 с.
    Учебное пособие для средних учебных заведений.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  7. Кузнецов С.Л., Мушкамбаров Н.Н., Горячкина В.Л. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии. 2-е изд. М.: «Медицинское информационное агентство», 2002, 737 с.
    Учебное пособие для студентов медицинских ВУЗов.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  8. Нисвандер К., Эванс А. Акушерство: Справочник Калифорнийского университета.
    Пер. с англ., М.: «Практика», 1999, 704 с.
    Для студентов и специалистов.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.medicsoft.narod.ru/catalog/akush/context.htm          quotation
  9. Павлов А.В. (Кафедра гистологии с эмбриологией и цитологией. Ярославская государственная медицинская академия) Образовательные ресурсы Интернет по гистологии, цитологии и эмбриологии. «Морфология», 1999, 115, 1, 72-75. Обзор.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://hist.yma.ac.ru/mor/res_ed.htm.          quotation
  10. Савельева Г.М., ред. Акушерство, М., Медицина, 2000, 818 с.
    Учебное пособие.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  11. Токин Б.П. Общая эмбриология. 4-е изд. М.: «Высшая школа», 1987, 480 с.
    Учебник для студентов биологических специальностей ВУЗов.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  12.  Human Embryology = Эмбриология человека. Online course in embryology for medicine students. Universities of Fribourg, Lausanne and Bern, Switzerland.
    Онлайн курс по эмбриологии для студентов медицинских ВУЗов.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.embryology.ch/indexen.html          quotation
  13. Drake R.L., Vogl W., , Mitchell A.W.M., Eds. Gray's Anatomie Fu"r Studenten = Анатомия для студентов. Urban & Fischer Bei Elsevier, 2007, 1128 p. Иллюстрированное учебное пособие.  Перевести на русский язык = Translate into Russian.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  14. Dye F. Human Life Before Birth = Жизнь человека до рождения. Taylor & Francis Routledge, 2000, 279 p.
    Учебное пособие.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  15. Edmonds D.K., Ed. Dewhurst’s Textbook of Obstetrics and Gynaecology = Акушерство и гинекология. 7th ed. Blackwell, 2007, 732 p.
    Иллюстрированное учебное пособие.  Перевести на русский язык = Translate into Russian.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  16. Ernst L.M., Ed. Color Atlas of Fetal and Neonatal Histology = Цветной атлас гистологии плода и новорожденного. Springer, 2011, 412 p.
    Учебное пособие.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  17. Forgacs G., Newman S.A. Biological Physics of the Developing Embryo. Cambridge University Press, 2005, 346 p.
    Биологическая физика развивающегося эмбриона. 2005, 346 с.
    Иллюстрированное учебное пособие.  Перевести на русский язык = Translate into Russian.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  18. Fritz M.A., Speroff L., Eds. Clinical Gynecologic Endocrinology and Infertility. 8th ed. Blackwell, 2011, 1420 p.
    Иллюстрированное учебное пособие.  Перевести на русский язык = Translate into Russian.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  19. Gabbe S.G., Simpson J.L., Niebyl J., Galan H., Goetzl L., Jaunia E.R.M., Eds. Obstetrics: Normal and Problem Pregnancies = Акушерство. Нормальная и осложненные беременности. Churchill Livingstone, 2007, 1416 p.
    Иллюстрированное учебное пособие.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  20. Gray H., (1821–1865), Drake R., Vogl W., Mitchell A., Eds. Gray's Anatomy for Students = Г. Грей: Анатомия для студентов. Churchill Livingstone, 2007, 1150 p.
    Прекрасно иллюстрированное классическое учебное пособие и руководство, обновленное и дополненное коллективом современных авторов. В формате .chm.  Перевести на русский язык = Translate into Russian.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  21. Gray H., (1821–1865), Standring S., Ed. Gray's Anatomy: The Anatomical Basis of Clinical Practice = Г. Грей: Анатомические основы клинической практики. 39th ed., Churchill Livingstone, 2008, 1600 p.
    Прекрасно иллюстрированное классическое учебное пособие и руководство, обновленное и дополненное коллективом современных авторов. В формате .chm.  Перевести на русский язык = Translate into Russian.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  22. Gray H., (1821–1865), Bannister L.H., Berry M.M., and Williams P.L., Eds. Gray's Anatomy: The Anatomical Basis of Medicine & Surgery = Г. Грей: Анатомические основы медицины и хирургии. 38th ed., Churchill Livingstone, 1995, 600 p.
    Прекрасно иллюстрированное классическое учебное пособие и руководство, обновленное и дополненное коллективом современных авторов. В формате .pdf.  Перевести на русский язык = Translate into Russian.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  23. International Federation of Associations of Anatomists, Federative International Programme on Anatomical Terminologies Terminologia Anatomica, Terminologia Histologica and Terminologia Embryologica = Терминология анатомии. Терминология гистологии. Терминология эмбриологии. University of Fribourg (Switzerland), 1998-2009.
    Официальные справочники.  Перевести на русский язык = Translate into Russian.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.unifr.ch/ifaa/Public/EntryPage/ViewSource.html          quotation
  24. Moore N.A., Roy W.A. Rapid Review Gross and Developmental Anatomy = Общая анатомия. Анатомия развития, 3rd ed., Mosby, 2011, 304 p.
    Учебное пособие.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/donat.htm#0          quotation
  25. Moore K.L., Persaud T.V.N. The Developing Human: Clinically Oriented Embryology = Развивающийся человек. Эмбриология ориентированная на клинику. Saunders, 2007, 536 p.
    Иллюстрированное учебное пособие.  Перевести на русский язык = Translate into Russian.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  26. Sadler T.W. Langman's Medical Embryology = Медицинская эмбриология. Lippincott Williams & Wilkins, 2006, 371 p.
    Учебное пособие.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  27. Sadler T.W. Langman's Medical Embryology = Медицинская эмбриология. 11th ed., Lippincott Williams & Wilkins, 2012, p.
    Учебное пособие.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  28. Schiebler T.H., Korf H.-W., Eds. Anatomie: Histologie, Entwicklungsgeschichte, makroskopische und mikroskopische Anatomie, Topographie = Анатомия: гистология, эмбриология, макроскопическая и микроскопическая анатомия, топография. Steinkopff-Verlag Darmstadt, 2007, 918 p. Иллюстрированное учебное пособие.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  29. Slack J.M.W. Essential Developmental Biology = Основы биологии развития, Wiley-Blackwell, 2005, 376 p.
    Иллюстрированное учебное пособие.  Перевести на русский язык = Translate into Russian.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0          quotation
  30. Winkelmann A. Anatomische Eponyme / Anatomical Eponyms = Эпонимы в анатомии. Institut für Integrative Neuroanatomie, Institut für Vegetative Anatomie, Institut für Zell- und Neurobiologie.
    Справочник.  Перевести на русский язык = Translate into Russian.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://anatomie.charite.de/eigennamen_in_der_anatomie/tabelle_table/          quotation

Google

В отдельном окне: 

     
«Я    У Ч Е Н Ы Й    И Л И . . .    Н Е Д О У Ч К А ?»
    Т Е С Т    В А Ш Е Г О    И Н Т Е Л Л Е К Т А

Предпосылка:
Эффективность развития любой отрасли знаний определяется степенью соответствия методологии познания - познаваемой сущности.
Реальность:
Живые структуры от биохимического и субклеточного уровня, до целого организма являются вероятностными структурами. Функции вероятностных структур являются вероятностными функциями.
Необходимое условие:
Эффективное исследование вероятностных структур и функций должно основываться на вероятностной методологии (Трифонов Е.В., 1978,..., ..., 2015, …).
Критерий: Степень развития морфологии, физиологии, психологии человека и медицины, объём индивидуальных и социальных знаний в этих областях определяется степенью использования вероятностной методологии.
Актуальные знания: В соответствии с предпосылкой, реальностью, необходимым условием и критерием... ...
о ц е н и т е   с а м о с т о я т е л ь н о:
—  с т е п е н ь  р а з в и т и я   с о в р е м е н н о й   н а у к и,
—  о б ъ е м   В а ш и х   з н а н и й   и
—  В а ш   и н т е л л е к т !


Любые реальности, как физические, так и психические, являются по своей сущности вероятностными.  Формулирование этого фундаментального положения – одно из главных достижений науки 20-го века.  Инструментом эффективного познания вероятностных сущностей и явлений служит вероятностная методология (Трифонов Е.В., 1978,..., ..., 2014, …).  Использование вероятностной методологии позволило открыть и сформулировать важнейший для психофизиологии принцип: генеральной стратегией управления всеми психофизическими структурами и функциями является прогнозирование (Трифонов Е.В., 1978,..., ..., 2012, …).  Непризнание этих фактов по незнанию – заблуждение и признак научной некомпетентности.  Сознательное отвержение или замалчивание этих фактов – признак недобросовестности и откровенная ложь.


     ♥  Ошибка?  Щелкни здесь и исправь ее!                                 Поиск на сайте                              E-mail автора (author): tryphonov@yandex.ru

π

ψ

σ

Санкт-Петербург, Россия, 1996-2015

Copyright © 1996-, Трифонов Е.В.

Разрешается некоммерческое цитирование материалов данной энциклопедии при условии
полного указания источника заимствования: имени автора, названия и WEB-адреcа данной энциклопедии


 
Всего посетителей = Altogether Visitors :  
Посетителей раздела «Соматология» = Visitors of section «Somatlogy» :