Трифонов Е.В.
Антропология:   дух - душа - тело - среда человека,

или  Пневмапсихосоматология человека

Русско-англо-русская энциклопедия, 18-е изд., 2015

π

ψ

σ

Общий предметный алфавитный указатель

Психология Соматология Математика Физика Химия Наука            Общая   лексика
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z


УГЛЕВОДЫ
carbohydrates ]

     Углеводы - это химические соединения, представляющие собой альдегидные или кетонные производные полиатомных спиртов (содержащих более одной гидроксильной группы,  OH) или соединения, которые образуют эти производные при гидролизе.
     Углеводы в организме выполняют две главных функции. Они являются универсальным источником энергии для любых процессов. Вступая в соединение с липидами и белками, углеводы образуют многие материальные структуры клеток организма. Среди них: гликопротеиды белков плазмы крови, гормонов, ферментов, факторов свёртывания крови; гликопротеиды и гликолипиды мембран, углеводные скелеты незаменимых аминокислот, гликоген, триглицериды, компоненты жидких сред организма, ткани и т.д.). При нарушении метаболизма углеводов развиваются серьезные заболевания (сахарный диабет, галактоземия, нарушение резервирования гликогена и др.).

Схема.Функции питательных веществ.
Модификация: Baynes J.W., Dominiczak M.H. Medical Biochemistry. Mosby, 2004, 696 p. Биохимия человека: Литература. Иллюстрации.

     Белки, жиры и углеводы, главные виды питательных веществ, могут использоваться в организме как источники энергии и как составляющие при синтезе более сложных соединений. Главное назначение витаминов - участие в ферментативных реакциях.
     Между организмом и средой происходит постоянный обмен веществами и энергией. Знания об энергетическом обмене живых систем чаще всего представляют принципами термодинамики, сформулированными для неживых физических и химических систем. В частности, этот обмен осуществляется по принципу сохранения, в результате чего ни вещество, ни энергия не теряются. Количество веществ и энергии, остающихся в организме, представляет собой разницу между их значениями на входе и выходе организма как системы. Энергетический обмен может быть оценен методами прямой или непрямой калориметрии.


     По степени сложности углеводы разделяют на три группы.
     (а)  Моносахариды - наиболее простые углеводы. В зависимости от числа атомов углерода моносахариды разделяют на триозы, тетрозы, пентозы, гексозы и т.д. Наиболее важными моносахаридами для человека являются гексозы (глюкоза, фруктоза, галактоза и др.) и пентозы (рибоза, дезоксирибоза и др.).
     (б)  Олигосахариды - углеводы, дающие при расщеплении несколько (2 ÷ 6) моносахаридов. В зависимости от числа получающихся при гидролизе моносахаридов их делят на дисахариды, трисахариды и т.д. Наиболее важны для человека дисахариды - сахароза, мальтоза, лактоза.
     (в)  Полисахариды - высокомолекулярные углеводы-полимеры, при гидролизе дающие более 6 молекул моносахаридов. Полисахариды разделяют на перевариваемые (крахмал, гликоген) и неперевариваемые (целлюлоза, или клетчатка, гемицеллюлоза и пектиновые вещества).
     Моносахариды и дисахариды обладают сладким вкусом. Другие углеводы сладким вкусом не обладают.
     Углеводы не принадлежат к незаменимым пищевым веществам и могут образовываться в организме из аминокислот и глицерина. Вместе с тем, минимальное количество углеводов, поступающих с пищей должно быть не ниже 100 ÷ 150 г в сутки. Снижение количества углеводов в пищевом рационе ведет к резким изменениям метаболизма. При этом увеличивается окисление эндогенных липидов, усиливается сопряженный кетогенез, что может вести к накоплению в организме кетоновых тел. Одновременно увеличивается расщепление тканевых (мышечных) белков. Избыточное потребление углеводов может вести к усилению липогенеза и развитию ожирения. Оптимальным считается потребление углеводов в количестве равном 50 ÷ 65% суточной энергетической ценности рациона. Потребности взрослого здорового человека в углеводах определены формулой сбалансированного питания.

Схема. Потребности человека в энергии (A) и питательных веществах (B).
Модификация: Koolman J., Röhm K.H. Color Atlas of Biochemistry. Tieme, 2005, 476 p.
см.: Биохимия человека: Литература. Иллюстрации

Примечание:

     A. Энергетические потребности.
     Количество энергии, необходимой человеку, выражается (системные единицы, система СИ) в килоджоулях в сутки (кдж / сут, кдж × сут-1). Внесистемная (старая) единица - килокалория (1 ккал = 4,187 кдж). На схеме показаны рекомендуемые ориентировочные значения энергии, необходимой для взрослых с нормальной массой тела. Реальные потребности в энергии основываются на ряде переменных, характеризующих конкретного индивида: возраст, пол, величина поверхности тела, физическая активность индивида. Например, у людей, занимающихся соревновательным спортом, энергетические потребности могут достигать ~12000 ‑ 17000 кдж / сут.
     Приблизительно половина энерготрат должна удовлетворяться за счёт метаболизма углеводов, приблизительно одна треть - за счёт метаболизма жиров и остальная доля энерготрат - за счет метаболизм белков. Часто переоценивается тот факт, что алкогольные напитки могут обеспечивать большую часть суточных энерготрат. Этанол имеет калорическую ценность приблизительно ~30 кдж / сут.
     B. Питательные вещества.
     Белки, потребляемые с пищей обеспечивают организм аминокислотами. Аминокислоты в организме используются для биосинтеза эндогенных белков. При избытке аминокислот они также могут использоваться как источник энергии. Большинство аминокислот являются гликогенными, то есть они могут конвертироваться в глюкозу. Белки являются основными компонентами диеты. Это связано с тем, что они являются источником незаменимых аминокислот, тех, которые не синтезируются в организме. Некоторые аминокислоты, не являются абсолютно незаменимыми. Вместе с тем, они не менее важны, потому что они участвуют в осуществлении жизненно важных функций. Например, цистеин и гистидин, стимулируют рост у детей. Некоторые аминокислоты способны заменять друг друга в диете. Например, у человека тирозин, незаменимая аминокислота, может образовываться посредством гидроксилирования из метионина, фенилаланина и цистеина.
     Минимальные суточные потребности в белках у мужчин ~37 г, а у женщин ~29 г. Рекомендуемое количество потребления белков приблизительно в два раза больше этих значений. Ещё выше потребности в белках беременных женщин и матерей, кормящих детей собственным грудным молоком.
     В удовлетворении потребностей в белках важно не только их количество, но и их качество. Наиболее полноценными белками считаются те белки, которые содержат большее количество незаменимых аминокислот. Низкое количество незаменимых аминокислот в определённых белках пищи должно компенсироваться их большей общей массой в пище. Например, белки семян бобовых растений содержат небольшое количество метионина, в то время как белки пшеницы и кукрузы бедны лизином. И наоборот, белки овощей, большинство животных белков являются высоко полноценными белками (за исключением коллагена и желатина).
     Углеводы служат общим наиболее доступным источником энергии. В диете они находятся в виде моносахаридов (мёд и фрукты), в виде дисахаридов (молоко и любая пища подслащённая сахарозой), а также в виде полисахаридов (растительные пищевые продукты, содержащие крахмал; пищевые продукты животного происхождения, содержащие гликоген). Несмотря на то, что по общей энергетической ценности углеводы составляют наибольшую долю всех питательных веществ, они не являются основными (незаменимыми).
     Жиры в диете являются самыми значительными поставщиками энергии. Энергетическая ценность одного грамма жиров более чем в два раза больше, чем энергетическая ценность белков и углеводов. Жиры являются основными (незаменимыми) питательными веществами. Это связано с тем, что они являются растворителями для ряда витаминов. Кроме того они являются источником полиненасыщенных жирных кислот, необходимых для биосинтеза эйкозаноидов.
     Минеральные вещества - макроэлементы и микроэлементы представляют собой очень разнородную группу основных (незаменимых) питательных веществ.
     Витамины, также как и минералы, являются обязательными компонентами диеты. В организме человека они используются при синтезе коферментов и сигнальных молекул.


     Литература.  Иллюстрации.     References.  Illustrations
     Щелкни здесь и получи доступ в библиотеку сайта!     Click here and receive access to the reference library!

  1. Дерябина Г.И., Соловов А.В. и др. Органическая химия. Кафедра органической химии Самарского госуниверситета.
    Тщательно разработанный и хорошо иллюстрированный учебник для средней школы. Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://cnit.ssau.ru/organics/          quotation
  2. Молекулярно-биологические базы данных. Институт математических проблем биологии РАН, 2001.
    Названия, адреса наиболее известных баз данных. Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.jcbi.ru/baza/prot.shtml          quotation
  3. Baggott J., Dennis S.E Medical Biochemistry = Медицинская биохимия.
    Тщательно разработанные и хорошо иллюстрированные учебные материалы. Литература.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www-medlib.med.utah.edu/NetBiochem/titles.htm          quotation
  4. King M.W. Medical Biochemistry = Медицинская биохимия . Terre Haute Center for Medical Education.
    Тщательно разработанное и хорошо иллюстрированное учебное руководство. Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://web.indstate.edu/thcme/mwking/subjects.html          quotation
  5. Von Worthington. Worthington Enzyme Manual. Enzymes and Related Biochemicals.
    Ферменты и другие вопросы биохимии.
    Тщательно разработанные и хорошо иллюстрированные справочные материалы. Литература.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.worthington-biochem.com/index/manual.html          quotation
  6. Report of a Joint FAO/WHO (Food and Agriculture Organization of the United Nations) Expert Consultation. Rome, 1997. Carbohydrates in human nutrition.
    Углеводы в питании человека.
    Обзор, составленный коллективом авторитетных специалистов. Литература.
    Доступ к данному источнику = Access to the reference.
    URL: http://www.fao.org/docrep/w8079e/w8079e00.htm#Contents          quotation

Google

В отдельном окне: 

     
«Я    У Ч Е Н Ы Й    И Л И . . .    Н Е Д О У Ч К А ?»
    Т Е С Т    В А Ш Е Г О    И Н Т Е Л Л Е К Т А

Предпосылка:
Эффективность развития любой отрасли знаний определяется степенью соответствия методологии познания - познаваемой сущности.
Реальность:
Живые структуры от биохимического и субклеточного уровня, до целого организма являются вероятностными структурами. Функции вероятностных структур являются вероятностными функциями.
Необходимое условие:
Эффективное исследование вероятностных структур и функций должно основываться на вероятностной методологии (Трифонов Е.В., 1978,..., ..., 2015, …).
Критерий: Степень развития морфологии, физиологии, психологии человека и медицины, объём индивидуальных и социальных знаний в этих областях определяется степенью использования вероятностной методологии.
Актуальные знания: В соответствии с предпосылкой, реальностью, необходимым условием и критерием... ...
о ц е н и т е   с а м о с т о я т е л ь н о:
—  с т е п е н ь  р а з в и т и я   с о в р е м е н н о й   н а у к и,
—  о б ъ е м   В а ш и х   з н а н и й   и
—  В а ш   и н т е л л е к т !


Любые реальности, как физические, так и психические, являются по своей сущности вероятностными.  Формулирование этого фундаментального положения – одно из главных достижений науки 20-го века.  Инструментом эффективного познания вероятностных сущностей и явлений служит вероятностная методология (Трифонов Е.В., 1978,..., ..., 2014, …).  Использование вероятностной методологии позволило открыть и сформулировать важнейший для психофизиологии принцип: генеральной стратегией управления всеми психофизическими структурами и функциями является прогнозирование (Трифонов Е.В., 1978,..., ..., 2012, …).  Непризнание этих фактов по незнанию – заблуждение и признак научной некомпетентности.  Сознательное отвержение или замалчивание этих фактов – признак недобросовестности и откровенная ложь.


     ♥  Ошибка?  Щелкни здесь и исправь ее!                                 Поиск на сайте                              E-mail автора (author): tryphonov@yandex.ru

π

ψ

σ

Санкт-Петербург, Россия, 1996-2015

Copyright © 1996-, Трифонов Е.В.

Разрешается некоммерческое цитирование материалов данной энциклопедии при условии
полного указания источника заимствования: имени автора, названия и WEB-адреcа данной энциклопедии


 
Всего посетителей = Altogether Visitors :  
Посетителей раздела «Химия» = Visitors of section «Chemistry» :