Трифонов Е.В.
Антропология:   дух - душа - тело - среда человека,

или  Пневмапсихосоматология человека

Русско-англо-русская энциклопедия, 18-е изд., 2015

π

ψ

σ

Общий предметный алфавитный указатель

Психология Соматология Математика Физика Химия Наука            Общая   лексика
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z


РАЗМЫШЛЕНИЯ НА ТЕМУ: ДУХ-ДУША-ТЕЛО

thoughts about pneuma-psyche-soma ]

     Каждому потенциальному человеку при зарождении его тела даются дух и душа. Новая реальная сущность - человек возникает при воссоединении духа, души и тела. Тело человека - материальный субстрат для пребывания и проявления души и духа. Таким образом, человек триедин и трехчастен: дух-душа-тело.
     Дух и душа - нематериальные сущности, принципиально отличающиеся от тела. К ним неприменимы понятия «смерть, умирает, мертвы». Неприменимы по определению, безусловно. То есть мы не можем говорить ни то, что душа и дух смертны, ни то, что они бессмертны. Можно говорить о вневременности, вечности существования духа и души и смертности тела человека. Разделение духа-души и тела ведет к смерти человека.
     Кем же даются дух и душа? Наука этого пока не знает. Не исключено даже, что и никогда не узнает. Однако, это не является основанием для запрещения, отвержения или признания ложными любых других знаний кроме научных. Это было бы просто непрактично. Ведь доля научных знаний человечества столь мала по сравнению со всеми остальными эмпирическими знаниями, широко и с успехом использующимися на практике со времени возникновения человека. Полагаю, что объём научных знаний человечества на несколько сотен порядков меньше, чем знаний вообще.
     Если быть ограниченным скептиком, то можно осторожно сказать, что дух и душа человеку даются свыше. Если быть религиозным человеком с широкими взглядами любой монотеистической конфессии, то можно с уверенностью сказать, что дух и душа даются Духом Бога.
     Разделение духа-души и тела ведет к смерти человека. Человек перестает быть. Со смертью дух и душа, скажем, отлетают от тела. Они даны Свыше и уходят Туда. Остается труп - физическое неживое тело. Это уже не человек.
     А дается ли душа и дух? Может быть они возникают сами по себе, самопроизвольно? Может ли быть самопроизвольное возникновение порядка из хаоса?
     Если исходить из предположения, что хаос, то есть абсолютный беспорядок, возможен и существует, то есть основание и для предположения о том, что из хаоса может самопроизвольно возникнуть порядок. Но не нужно быть очень ученым человеком для того, чтобы увидеть, что реального хаоса во Вселенной не существует! И наоборот, существует Гармония во всем. Хаос может существовать только как абстракция человека или же как временное искусственное его творение, как артефакт. (Примером реализации такой абстракции являются претензии некоторых ученых на создание новой дисциплины - синергетики, а результаты таких попыток являются одним из артефактов).
     На что бы мы ни обратили свой взгляд, мы увидим удивительную вероятностную гармонию и вероятностный порядок, как в мире живого, так и в мире неживого, как на нашей планете, так и во Вселенной. Это является основой для уверенности в том, что микромир, макромир и мегамир управляемы и организованы. Иерархии сущностей и явлений микромира, макромира и мегамира соответствует иерархия механизмов управления. Только благодаря наличию иерархии механизмов управления возможна гармония Мира.

Управление - не преодоление хаоса!
Управление - согласование характеристик полей распределений вероятностей
взаимодействующих сущностей и явлений.

     Отсюда следует, что никакой реальной основы для самопроизвольных процессов не существует. Следовательно, душа и дух человека тоже не могут возникать самопроизвольно, как, например, не может самопроизвольно, без причины забеременеть женщина. Незнание того, от чьего семени забеременела женщина, не является основанием для отрицания причины беременности. Аналогично, незнание того, как конкретно обретается дух и душа не является основанием для запрета этого предположения, для запрета намерений или попыток подтвердить эту гипотезу и использовать ее на практике. Даже если научного подтверждения этой гипотезы вообще не будет, но будет накапливаться только лишь эмпирический опыт, подтверждающий ее прагматическую пользу, то эта гипотеза не может быть отвергнута или запрещена как ненаучная. К тому же, мнение о том, что эта гипотеза выходит за пределы научных гипотез, не является основанием для объявления ее ненаучной. Граница между научными и ненаучными знаниями весьма условна. Это всего лишь корпоративное мнение (не знание, а мнение!), соглашение группы ученых, но не всего без исключения научного сообщества.
     Выводы.
    –  
Дух и душа человека не возникают самопроизвольно, хаотично. В гармоничном управляемом вероятностном Мире, где для каждой вероятностной сущности в их иерархии есть свои вероятностные механизмы управления, ничто не может возникать самопроизвольно. Дух и душа даются человеку Тем, что свыше.
    –  
Вера или неверие в достоверность этих предположений не являются основанием для их отвержения как ложных.
     Человеку вместе с душой, в ее составе, дано сознание. Сознание человека предназначено для изучения себя, для понимания себя, своей среды социальной и физической, для построения себя, построения своих отношений со средой, а главное - для изучения, понимания и построения гармоничных отношений с Тем и тем, что выше человека.
     Человеку с душой, в ее составе, дана свобода. Свобода предназначена для выбора стратегий поведения. Это стратегии изучения, понимания и построения гармоничных отношений своих сущностей: дух-душа-тело, стратеги изучения, понимания и построения отношений с социальной средой, стратегии изучения, понимания и построения отношений с физической средой, а главное - стратегии изучения, понимания и построения отношений с Тем и с тем, что выше человека.
     Человеку вместе с душой, в ее составе, дана еще и воля. Воля предназначена для подвига, то есть для побуждения, активирования человека к добру. Главные направления добротолюбия и дородетели человека: строить гармоничные отношения собственных сущностей дух-душа-тело, строить гармоничные отношения со средой социальной и физической, и, главное - строить гармоничные отношения с Тем и с тем, что выше человека.
     Иначе говоря, человеку дается возможность сознательно, свободно, подвигнув себя волей жить в гармонии, в согласии с духом Истины, или проще - в Духе, отрицая духов лжи.
     Человеку вместе с душой, в ее составе, дан язык. Язык предназначен для символического отображения в речи результатов сознательной активности в духе Истины, для исповедания отношений:
    –  
дух - душа - тело,
    –  
«я, личность» - физическая и социальная среда,
    –  
«я» - Он, Творец и Правитель.
     В частности, для исповедания себе гармоничных отношений дух-душа-тело в духе Истины существуют молитвы. Молитва - выраженное языком человека содержание установки. Пример такой молитвы-установки: «Сердце чисто созижди во мне, Боже и дух прав обнови во утробе моей!» (часть 50-го псалма Давида, поэта-пророка, почитаемого как иудеями, так христианами, так и мусульманами). Подобные молитвы (установки на добродетель) существуют во всех конфессиях (видах исповедания религиозной веры) на все случаи жизни для исповедания гармоничных отношений с Творцом и Правителем, со средой физической и социальной.

     Итак, самый главный по значимости атрибут содержания духа - совокупность законов морали. Поскольку Дух для человека универсальная, вневременная (для человека - безначальная и безконечная) и внепространственная сущность, все атрибуты Духа, в том числе и мораль, также обладают этими свойствами. То есть, мораль - универсальная, вневременная (безначальная и безконечная) и внепространственная духовная сущность.
     Второй по значимости атрибут содержания Духа - совокупность законов психики.
     Третий по значимости атрибут содержания Духа - совокупность законов жизни материального тела, плоти, которую дух животворит.
     Для человека, для его духа, души и тела каждый из этих атрибутов Духа является идеальным законом, образцом для организации поведения. Это для человека универсальные, вневременные (безначальные и безконечные) и внепространственные духовные, психические и физические законы, лежащие в основе существования духа, души и тела человека и жизни человека в целом. Это идеальный образ существования частей и целого человека, к подобию которому должен стремиться человек. В этом смысл жизни человека: в стремлении духа, души и тела человека - к Идеалу, к подобию Духу. Это «стремление духа к самому Себе».
     Идеалы морали неизменны. Может изменяться отношение человека, социальных групп, народов, общества) к ним. Это называют моральным развитием. Не примет человек законы морали… и все пойдет «наперекосяк»! И чем в большее противоречие человек будет вступать с моральным аспектом духа, тем хуже будут последствия. Вероятно именно в этом первопричина всех наших бед прежних и настоящих, Российских и мировых - аморализм. Извечная проблема.
     Психофармакология (наркоз, наркотики, галлюциногены…), психопатология (психопатии и заболевания) - примеры дегармонизации духа-души-тела, имеющие неестественную причину. То есть причину, к которой искусственно (бессознательно или сознательно) причастен человек. Короче - любая дегармонизация -артефакт (творение человека).

Google

В отдельном окне: 

     
«Я    У Ч Е Н Ы Й    И Л И . . .    Н Е Д О У Ч К А ?»
    Т Е С Т    В А Ш Е Г О    И Н Т Е Л Л Е К Т А

Предпосылка:
Эффективность развития любой отрасли знаний определяется степенью соответствия методологии познания - познаваемой сущности.
Реальность:
Живые структуры от биохимического и субклеточного уровня, до целого организма являются вероятностными структурами. Функции вероятностных структур являются вероятностными функциями.
Необходимое условие:
Эффективное исследование вероятностных структур и функций должно основываться на вероятностной методологии (Трифонов Е.В., 1978,..., ..., 2015, …).
Критерий: Степень развития морфологии, физиологии, психологии человека и медицины, объём индивидуальных и социальных знаний в этих областях определяется степенью использования вероятностной методологии.
Актуальные знания: В соответствии с предпосылкой, реальностью, необходимым условием и критерием... ...
о ц е н и т е   с а м о с т о я т е л ь н о:
—  с т е п е н ь  р а з в и т и я   с о в р е м е н н о й   н а у к и,
—  о б ъ е м   В а ш и х   з н а н и й   и
—  В а ш   и н т е л л е к т !


Любые реальности, как физические, так и психические, являются по своей сущности вероятностными.  Формулирование этого фундаментального положения – одно из главных достижений науки 20-го века.  Инструментом эффективного познания вероятностных сущностей и явлений служит вероятностная методология (Трифонов Е.В., 1978,..., ..., 2014, …).  Использование вероятностной методологии позволило открыть и сформулировать важнейший для психофизиологии принцип: генеральной стратегией управления всеми психофизическими структурами и функциями является прогнозирование (Трифонов Е.В., 1978,..., ..., 2012, …).  Непризнание этих фактов по незнанию – заблуждение и признак научной некомпетентности.  Сознательное отвержение или замалчивание этих фактов – признак недобросовестности и откровенная ложь.


     ♥  Ошибка?  Щелкни здесь и исправь ее!                                 Поиск на сайте                              E-mail автора (author): tryphonov@yandex.ru

π

ψ

σ

Санкт-Петербург, Россия, 1996-2015

Copyright © 1996-, Трифонов Е.В.

Разрешается некоммерческое цитирование материалов данной энциклопедии при условии
полного указания источника заимствования: имени автора, названия и WEB-адреcа данной энциклопедии


 
Всего посетителей = Altogether Visitors :  
Посетителей раздела «Общая лексика» = Visitors of section «General lexis» :