ТЕСТЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ ВОЗРАСТА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НОВОРОЖДЕННОГО РЕБЁНКА [ tests for evaluation of the new-born child psychical development ] (Лат.: testamen - свидетельство, доказательство, подтверждение; 14 в. Греч.: ψυχή - душа, ψυχικός - душевный, 1642).
В психофизиологии тест - стандартизованное испытание, предназначенное для оценки физических и/или психических возможностей, способностей, состояний, процессов, свойств, качеств человека, в частности, для оценки возраста психического развития новорожденного ребёнка.
В психофизиологии различают хронологический возраст человека и возраст развития (условный возраст) человека. Хронологический возраст человека (chronological age of the human) - это количество времени существования (дней, недель, месяцев, лет) от возникновения, рождения, с момента появления на свет. Возраст развития человека (age of the human development) - это этап, ступень в росте, развитии человека (существа). Возраст развития в соответствии с трёхчастной сущностью человека, имеет три составляющих. - Возраст соматического развития человека - ступень в развитии органов, систем, физических функций. - Возраст психического развития - ступень в развитии психики (личностный, социальный, интеллектуальный, эмоциональный и др. возраст). - Возраст духовного развития - ступень в развитии моральности (идеалов, нравственности и др.). Каждая из этих составляющих, а также возраст развития человека в целом могут быть оценены количественно.
Таблица. Тесты для оценки развития познавательных способностей = Tests of Cognitive Development. Модификация: Marcdante K., Kliegman R.M., Behrman R.E., Eds. Nelson Essentials of Pediatrics, 6th ed., Elsevier, 2011, 864 p., см.: Соматология человека: Литература. Иллюстрации. |
№ |
Test Age |
Range |
Special Features |
I. INFANT SCALES |
1 |
Bayley Scales of Infant Development (2nd ed) |
2-42 mo |
Mental, psychomotor scales, behavior record; weak intelligence predictor |
2 |
Cattell Infant Intelligence |
Scale Birth-30 mo |
Used to extend Stanford-Binet downward |
3 |
Gesell Developmental Schedules |
Birth-3 yr |
Used by many pediatricians |
4 |
Ordinal Scales of Infant Psychological Development |
Birth-24 mo
|
Six subscales; based on Piaget's stages; weak in predicting later intelligence |
II. PRESCHOOL SCALES |
5 |
Stanford-Binet Intelligence Scale (4th ed) |
2 yr-adult |
Four area scores, with subtests and composite IQ score |
6 |
McCarthy Scales of Children's Abilities |
2,5-8 yr |
6-18 subtests; good at defining learning disabilities; strengths/weaknesses approach |
7 |
Wechsler Primary and Preschool Test of Intelligence-Revised (WPPSI-R) |
3-6,5 yr |
11 subtests; verbal, performance IQs; long administration time; good at defining learning disabilities |
8 |
Merrill-Palmer Scale of Mental Tests |
2-4,5 yr |
General test for young children |
9 |
Differential Abilities Scale |
2,5 yr-adult |
Special nonverbal composite; short administration time |
III. SCHOOL-AGE SCALES |
10 |
Stanford-Binet Intelligence Scale (4th ed) |
2 yr-adult |
See above |
11 |
Wechsler Intelligence Scale for Children (4th ed) (WISC IV) |
6-16 yr |
See comments on WPPSI-R |
12 |
Leiter International Performance Scale |
2 yr-adult |
No verbal abilities needed |
13 |
Wechsler Adult Intelligence Scale-Revised (WAIS-R) |
16 yr-adult |
See comments on WPPSI-R |
14 |
Differential Abilities Scale |
2,5 yr-adult |
See above |
IV. ADAPTIVE BEHAVIOR SCALES |
15 |
Vineland Adaptive Behavior Scale |
Birth-adult |
Interview/questionnaire; typical persons and blind, deaf, developmentally delayed and retarded |
16 |
American Association on Mental Retardation (AAMR) Adaptive Behavioral Scale |
3 yr-adult |
Useful in mental retardation, other disabilities |
Примечание:
|
Psychological assessment includes the testing of cognitive ability (Table 10-3) and the evaluation of personality and emotional well-being. The IQ and mental age scores, taken in isolation, are only partially descriptive of a person's functional abilities, which are a combination of cognitive, adaptive, and social skills. Tests of achievement are subject to variability based on culture, educational exposures, and experience and must be standardized for social factors. Projective and nonprojective tests are useful in understanding the child's emotional status. Although a child should not be labeled as having a problem solely on the basis of a standardized test, such tests do provide important and reasonably objective data for evaluating a child's growth within a particular educational program.
Educational Assessment
Educational assessment involves the evaluation of areas of specific strengths and weaknesses in reading, spelling, written expression, and mathematical skills. Schools routinely screen children with group tests to aid in problem identification and program evaluation. For the child with special needs, this screening ultimately should lead to individualized testing and the development of an IEP that would enable the child to progress comfortably in school. Diagnostic teaching, in which the child's response to various teaching techniques is assessed, also may be helpful.
Social Environment Assessment
Assessment of the environment in which the child is living, working, playing, and growing is important in understanding the child's development. A home visit by a social worker, community health nurse, or home-based intervention specialist can provide valuable information about the child's social milieu. If there is a suspicion of inadequate parenting and, especially, if there is a suspicion of neglect or abuse (including emotional abuse), the child and family must be referred to the local child protection agency. Information about reporting hotlines and local child protection agencies usually is found inside the front cover of local telephone directories.
|
|
Таблица. Главные рефлексы нормального доношенного новорожденного ребёнка. Модификация: p. 160, Shaffer D.R., Kipp K. Developmental Psychology: Childhood and Adolescence. 7th ed., Thomson Learning, 2007, 787 p., см.: Психология: Литература. Иллюстрации. |
№ |
Name |
Response |
Development and course |
Significance |
Survival reflexes |
1 |
Breathing reflex |
Repetitive inhalation and expiration.
|
Permanent.
|
Provides oxygen and expels carbon
dioxide.
|
2 |
Eye-blink reflex |
Closing or blinking the eyes. |
Permanent. |
Protects the eyes from bright light or foreign
objects. |
3 |
Pupillary reflex |
Constriction of pupils to bright light; dilation to dark or dimly lit surroundings.
|
Permanent
|
Protects against bright lights; adapts the
visual system to low illumination.
|
4 |
Rooting reflex |
Turning the head in the direction of a
tactile (touch) stimulus to the cheek. |
Disappears over the first few weeks of
life and is replaced by voluntary head
turning. |
Orients baby to the breast or bottle. |
5 |
Sucking reflex |
Sucking on objects placed (or taken) into
the mouth.
|
Permanent
|
Allows baby to take in nutrients.
|
6 |
Swallowing reflex |
Swallowing |
Permanent |
Allows baby to take in nutrients. |
Primitive reflexes |
7 |
Babinski reflex |
Fanning and then curling the toes when
the bottom of the foot is stroked.
|
Usually disappears within the first 8
months–1 year of life.
|
Its presence at birth and disappearance
in the first year are an indication of normal
neurological development.
|
8 |
Palmar grasping reflex |
Curling of the fingers around objects
(such as a finger) that touch the baby’s
palm. |
Disappears in first 3–4 months and is
then replaced by a voluntary grasp. |
Its presence at birth and later disappearance
are an indication of normal neurological
development. |
9 |
Moro reflex |
A loud noise or sudden change in the position
of the baby’s head will cause the
baby to throw his or her arms outward,
arch the back, and then bring the arms
toward each other as if to hold onto
something.
|
The arm movements and arching of the
back disappear over the first 4–6 months;
however, the child continues to react to
unexpected noises or a loss of bodily
support by showing a startle reflex
(which does not disappear).
|
Its presence at birth and later disappearance
are indications of normal neurological
development.
|
10 |
Swimming reflex |
An infant immersed in water will display
active movements of the arms and legs
and involuntarily hold his or her breath
(thus giving the body buoyancy); this
swimming reflex will keep an infant
afloat for some time, allowing easy
rescue. |
Disappears in the first 4–6 months. |
Its presence at birth and later disappearance
are an indication of normal neurological
development. |
11 |
Stepping reflex |
Infants held upright so that their feet
touch a flat surface will step as if to walk.
|
Disappears in the first 8 weeks unless the
infant has regular opportunities to practice
this response.
|
Its presence at birth and later disappearance
are an indication of normal neurological
development.
|
Примечание:
|
Newborn Reflexes
One of the neonate’s greatest strengths is a full set of useful reflexes. A reflex is an involuntary
and automatic response to a stimulus, as when the eye automatically blinks in response
to a puff of air. Table 5.1 describes some reflexes that healthy newborns display.
Some of these graceful and complex patterns of behavior are called survival reflexes because
they have clear adaptive value (Berne, 2003). Examples include the breathing reflex,
the eye-blink reflex (which protects the eyes against bright lights or foreign particles), and
the sucking and swallowing reflexes, by which the infant takes in food. Also implicated in
feeding is the rooting reflex—an infant who is touched on the cheek will turn in that direction
and search for something to suck.
Not only do survival reflexes offer some protection against aversive stimulation
and enable an infant to satisfy very basic needs, but they (and some of the primitive reflexes
we discuss next) may also have a very positive impact on caregivers. Mothers, for
example, may feel quite gratified and competent as caregivers when their hungry babies
immediately stop fussing and suck easily at the nipple. And few parents can resist
the feeling that their baby enjoys being close when he grasps their fingers tightly as his
palm is touched. So if these survival reflexes help to endear infants to older companions,
who can protect them and attend to their needs, then they have tremendous “survival”
value indeed (Bowlby, 1969, 1988).
Other so-called primitive reflexes in the table are not nearly as useful; in fact, many
are believed to be remnants of our evolutionary history that have outlived their original
purpose. The Babinski reflex is a good example. Why would it be adaptive for infants to
fan their toes when the bottoms of their feet are stroked? We don’t know. Other primitive
reflexes may still have some adaptive value, at least in some cultures (Bowlby, 1969; Fentress
& McLeod, 1986). The swimming reflex, for example, may help keep afloat an infant
who is accidentally immersed in a pond or a river. The grasping reflex may help infants
who are carried in slings or on their mothers’ hips to hang on. Finally, other responses
such as the stepping reflex may be forerunners of useful voluntary behaviors such as crawling
and walking that develop later in infancy (Thelen, 1984).
Primitive reflexes normally disappear during the first few months of life. Why? Because
they are controlled by the lower “subcortical” areas of the brain and are lost once
the higher centers of the cerebral cortex mature and begin to guide voluntary behaviors.
But even if many primitive reflexes are not very useful to infants, they are important diagnostic
indicators to developmentalists (Stirniman & Stirniman, 1940). If these reflexes
are not present at birth—or if they last too long in infancy—we have reason to suspect
that something is wrong with a baby’s nervous system.
In sum, a full complement of infant reflexes tells us that newborns are quite prepared
to respond adaptively to a variety of life’s challenges. And the timely appearance
and disappearance of certain reflexes is one important sign that a baby’s nervous system
is developing normally.
Note: Preterm infants may show little or no evidence of primitive reflexes at birth, and their survival reflexes are likely to be weak. However, the missing primitive reflexes
typically appear soon after birth and disappear a little later than they do among full-term infants.
|
|
Таблица. Психомоторное развитие ребенка раннего возраста. Модификация: p. 61, Геппе Н.А., Подчерняева Н.С. Пропедевтика детских болезней, М., «ГЭОТАР-Медиа», 2008, 465 с., см.: Физиология: Литература. Иллюстрации. |
№ |
Возраст |
Особенности психомоторного развития |
ХХХ |
1 |
Новорожденный |
• Громкий эмоциональный крик
• Длительный сон (около 20 ч)
• Атетозоподобные (некоординированные червообразные) движения
• Гипертонус мышц сгибателей (полусогнутое положение рук и ног — эмбриональная поза)
• Наличие врожденных безусловных рефлексов новорожденных
|
2 |
3 мес |
• Хорошо удерживает голову (лежа на животе — в 1 мес, в вертикальном
положении — с 2 мес)
• Гулит (с 2 мес гуление короткое отрывистое, с 4 мес — длительное,
певучее)
• Следит за предметом (с 2—3 нед фиксирует взор на ярком предмете,
с 1,5—2 мес следит за движущимся предметом)
• Улыбается в ответ на ласковое обращение с ним с 2 мес
• Тянется к игрушке
• Исчезают атетозоподобные движения, гипертонус мышц-сгибателей,
часть врожденных безусловных рефлексов (хватательный,
ладонно-ротовой, защитный, опоры, автоматической ходьбы)
• Появляется верхний рефлекс Ландау (к 4 мес)
• Формируются некоторые условные рефлексы (в основном связанные
с кормлением, узнаванием матери) |
3 |
6 мес |
• Сидит, если его посадить (самостоятельно садится с 7—7,5 мес)
• Хватает игрушку
• Произносит отдельные слоги (лепет), чаще с 7 мес
• Различает знакомые и незнакомые лица (с 4—5 мес)
• Поворачивается на бок с 4 мес, со спины на живот — с 5 мес,
с живота на спину — с 6 мес • Появляется нижний рефлекс Ландау (с 5—6 мес)
• Легко формируются условные рефлексы
|
4 |
9—10 мес |
• Ползает (с 7 мес)
• Стоит с поддержкой (с 8—9 мес)
• Подражает движениям взрослых
• Произносит первые слова с 10—11 мес |
5 |
1—1,5 года |
• Ходит самостоятельно
• Говорит 10—12 простых слов к 1 году, 30—40 — к 1,5 годам
• Понимает запрет
• Знает название частей тела и отдельных предметов
• Приучается к опрятности
• Очень подвижен и любопытен
|
6 |
2-3 года |
• Вначале подбирает по образцу предметы четырех цветов, позднее
называет четыре основных цвета
• Начинает употреблять сложные предложения
• Перешагивает через несколько препятствий, лежащих на полу
• Одевается почти самостоятельно, с небольшой помощью взрослого
(пуговицы, шнурки) |
Примечание:
|
Глава 4
Нервная система
и нервно-психическое развитие
Нервная система участвует во взаимодействии организма с окружающей
средой, регулирует все его внутренние процессы и их постоянство [температуру
тела, биохимические реакции, артериальное давление (АД), питание
тканей, обеспечение их кислородом и т.д.], то есть гомеостаз.
Врач-педиатр должен знать возрастные особенности нервной системы
ребенка, уметь проводить оценку его неврологического статуса, при необходимости
направить пациента к специалисту (неврологу, психологу, психиатру).
Основные анатомо-физиологические особенности нервной системы новорожденного.
• Крупные извилины и борозды хорошо выражены, имеют небольшую
глубину и высоту; мелкие (третичные) постепенно формируются в течение
первых лет жизни.
• Клетки серого вещества, проводящие системы полностью не сформированы.
Количество нервных клеток больших полушарий после
рождения не увеличивается, происходят их рост и дифференцировка
(особенно интенсивно в первые 6 лет жизни).
• Отсутствует полная миелинизация пирамидных путей и черепных
нервов.
• Дендриты короткие, малоразветвленные.
• Недостаточно развит мозжечок и неостриатум.
• В коре головного мозга преобладают процессы торможения.
• Отсутствует анализаторная и условно-рефлекторная деятельность.
• Функциональное преобладание таламо-паллидарной системы.
• Спинной мозг оканчивается на уровне Lin.
Анатомически мозговые структуры созревают до уровня взрослых к
20 годам.
Один из основных критериев нормального развития мозга новорожденного
— состояние основных безусловных рефлексов, так как на их основе
формируются условные рефлексы. Кора головного мозга у новорожденного
подготовлена для формирования условных рефлексов. Вначале они формируются
медленно. На 2—3-й неделе жизни вырабатывается условный
вестибулярный рефлекс на положение для кормления грудью и на покачивание
в люльке. Условный рефлекс на звуковой раздражитель в виде
защитного (мигательного) движения век формируется к концу 1-го месяца
жизни, а пищевой рефлекс на звуковой раздражитель — на 2-м месяце.
В это же время формируется и условный рефлекс на свет. Затем идет быстрое
накопление условных рефлексов, образующихся со всех анализаторов
и подкрепляющихся пищевой доминантой.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
При оценке состояния нервной системы учитывают жалобы, данные
анамнеза (течение беременности и родов, неонатального периода), перенесенные
заболевания.
• При осмотре новорожденного обращают внимание на стигмы дисэмбриогенеза
(малые аномалии развития), размеры и форму головы,
состояние черепных швов и родничков. У более старших детей оценивают
поведение и реакцию на окружающее (безразличие, сонливость,
апатия, страх, возбуждение, эйфория), а также настроение, выражение
лица, мимику. Определяют способность концентрировать внимание на
игрушках, заданиях, понимать обращенную к ребенку речь и указания
взрослых. Детям старшего возраста необходимо дать оценку интеллектуального
развития, памяти, успешности обучения в школе, навыкам
чтения, письма, абстрактному мышлению. Учитывают качество сна
(трудность засыпания, беспокойный сон, частые пробуждения).
• При оценке речи (в зависимости от возраста) учитывают гуление, произношение
слогов и отдельных слов, фразовую речь, умение формулировать
свои мысли.
• При исследовании двигательной сферы определяют положение тела,
координацию движений (как при осмотре, так и при проведении коор-
динаторных проб — пальценосовой, пяточноколенной). Оценивают
умение ребенка держать голову, сидеть, ходить, выполнять мелкую
ручную работу, играть в подвижные игры.
• Мышечный тонус у детей первых месяцев жизни определяют с помощью
пробы на тракцию: ребенка нужно взять за запястья и потянуть
на себя. При этом руки у него слегка разгибаются в локтевых суставах,
затем разгибание прекращается, и ребенок всем телом подтягивается
к рукам. В более старшем возрасте мышечный тонус исследуют,
определяя сопротивление мышц, возникающее при пассивных
движениях.
• Оценивают психомоторное развитие ребенка (табл. 4-1, рис. 4-1).
• Выявляют наличие или отсутствие патологических неврологических
знаков: глазных симптомов, тремора, менингеальных симптомов и т.д.
• Оценивают состояние рефлексов.
— У детей первых месяцев жизни исследование начинают с выявления
врожденных безусловных рефлексов. Учитывают их наличие или
отсутствие, симметричность, время появления и угасания, выраженность,
а также соответствие возрасту ребенка. Выделяют сегментарные
и надсегментарные двигательные автоматизмы. Сегментарные
двигательные автоматизмы регулируются сегментами спинного мозга
(спинальные автоматизмы) или стволом мозга (оральные автоматизмы)
(табл. 4-2). Надсегментарные позотонические автоматизмы контролируются
центрами продолговатого и среднего мозга и регулируют
состояние мышечного тонуса в зависимости от положения тела и головы
(табл. 4-3). Большинство сегментарных безусловных рефлексов значительно
ослабевает к 3 мес и угасает к 4 мес жизни. Своевременное
появление и угасание безусловных рефлексов позволяет судить о развитии
нервной системы ребенка первого года жизни.
— Сухожильные рефлексы вызывают, постукивая над сухожилиями
согнутым пальцем или специальным резиновым молоточком. У детей
до 2 лет сухожильные рефлексы оживлены, имеют широкую зону.
В этом же возрасте у здоровых детей положителен рефлекс Бабинского,
что свидетельствует о недостаточной зрелости нервной системы.
— Кожные рефлексы (брюшные) вызывают нанесением штриховых
раздражений на кожу передней брюшной стенки в направлении от
боковых отделов туловища к пупку. У детей они обычно вызываются
слабо. Подошвенный рефлекс появляется после 2 лет. Рефлексы
со слизистых оболочек (корнеальный, глоточный) непостоянны и
также могут отсутствовать у здоровых детей.
— Висцеральные и вегетативные рефлексы (глазосердечный, солнечного
сплетения, зрачковый) у детей проявляются неотчетливо.
Дермографизм вызывают штриховым раздражением кожи тупым
предметом. При этом на месте раздражения в норме образуется покраснение
кожи в виде полосы. При повышении тонуса парасимпатической
нервной системы полоса покраснения широкая и сохраняется
длительно. При повышении тонуса симпатического отдела наблюдается
побледнение кожи (белый дермографизм). Смешанный или валикообразный
дермографизм выявляется при вегетативной дистонии,
сочетается с повышенной потливостью ладоней, стоп, подмышечных
впадин, акроцианозом. Для оценки состояния вегетативной нервной
системы исследуют также терморегуляцию (кожную температуру в
различных частях тела), потоотделение, слезо- и слюнотечение.
|
|
Таблица. Главные рефлексы нормального доношенного новорожденного ребёнка. Модификация: p. 64, Геппе Н.А., Подчерняева Н.С. Пропедевтика детских болезней, М., «ГЭОТАР-Медиа», 2008, 465 с., см.: Физиология: Литература. Иллюстрации. |
№ |
Название рефлекса |
Воздействие |
Ответная реакция |
Примечание |
Сегментарные двигательные рефлексы (автоматизмы) |
1 |
Сосательный |
Вкладывание в рот
ребенка соски
|
Сосательные движения
|
ххх
|
2 |
Ладонно-ротовой (Бабкина) (рис. 4-2) |
Надавливание большим пальцем исследующего на ладонь ребенка |
Открывание рта и наклон головы вперед |
ххх |
3 |
Поисковый (рис. 4-3) |
Поглаживание в области угла рта, не касаясь губ
|
Опускание угла рта, отклонение языка и
поворот головы в сторону раздражителя
|
ххх
|
4 |
Хватательный (Робинсона) (рис. 4-4) |
Вкладывают указательные пальцы исследующего в ладони ребенка |
Схватывание и прочное удерживание пальцев, иногда удается приподнять ребенка |
ххх |
5 |
Моро (рис. 4-5) |
Хлопают руками по поверхности, на которой
лежит ребенок на расстоянии 15—20 см с двух сторон от головы, либо быстрым движением разгибают ноги
|
Отведение рук в стороны с разгибанием пальцев
(I-я фаза), возврат рук в исходное положение (II-я фаза); движения рук носят характер охватывания туловища
|
ххх
|
6 |
Защитный (рис. 4-6) |
Ребенка кладут на живот лицом вниз |
Поворот головы в сторону |
ххх |
7 |
Таланта (рис. 4-7) |
Раздражение кожи спины вблизи и вдоль
позвоночника (паравертебрально)
|
Изгибает туловище дугой, открытой в сторону
раздражителя
|
ххх
|
8 |
Переса (рис. 4-8) |
Ребенка кладут на руку исследующего, проводят пальцем от копчика к шее по остистым отросткам позвонков |
Поднимает таз, голову,
сгибает руки и ноги |
ххх |
9 |
Опоры и автоматической ходьбы (рис. 4-9) |
Ребенка берут за подмышечные впадины со
стороны спины, приподнимают. Ставят на опору при небольшом наклоне туловища вперед
|
Сгибание ног в коленных и тазобедренных суставах; опирается полной стопой,«стоит» на полусогнутых ногах, совершает шаговые движения
|
ххх
|
10 |
Ползанья (рис. 4-10) |
Ребенка кладут на живот, подставляют под подошвы ладонь |
Отталкивается ногами |
ххх |
Надсегментарные позотонические рефлексы (автоматизмы) |
11 |
Лабиринтные установочные рефлексы |
Вызывают изменением
положения головы в пространстве
|
У ребенка, лежащего на спине, повышен тонус разгибателей шеи, спины, ног. Если его перевернуть на живот, то увеличивается тонус сгибателей этих частей тела
|
ххх
|
12 |
Верхний рефлекс Ландау |
Ребенка держат свободно в воздухе лицом вниз на руках, расположенных под его животом |
Поднимает голову, устанавливает её по средней линии и
приподнимает верхнюю часть туловища |
ххх |
13 |
Нижний рефлекс Ландау |
Ребенка 5—6 мес кладут
на живот
|
Разгибает и поднимает ноги
|
ххх
|
Примечание:
|
Оценка рефлексов.
У детей первых месяцев жизни исследование начинают с выявления
врожденных безусловных рефлексов. Учитывают их наличие или
отсутствие, симметричность, время появления и угасания, выраженность,
а также соответствие возрасту ребенка. Выделяют сегментарные
и надсегментарные двигательные автоматизмы. Сегментарные
двигательные автоматизмы регулируются сегментами спинного мозга
(спинальные автоматизмы) или стволом мозга (оральные автоматизмы). Надсегментарные позотонические автоматизмы контролируются
центрами продолговатого и среднего мозга и регулируют
состояние мышечного тонуса в зависимости от положения тела и головы. Большинство сегментарных безусловных рефлексов значительно
ослабевает к 3 мес и угасает к 4 мес жизни. Своевременное
появление и угасание безусловных рефлексов позволяет судить о развитии
нервной системы ребенка первого года жизни.
Сухожильные рефлексы вызывают, постукивая над сухожилиями
согнутым пальцем или специальным резиновым молоточком. У детей
до 2 лет сухожильные рефлексы оживлены, имеют широкую зону.
В этом же возрасте у здоровых детей положителен рефлекс Бабинского,
что свидетельствует о недостаточной зрелости нервной системы.
Кожные рефлексы (брюшные) вызывают нанесением штриховых
раздражений на кожу передней брюшной стенки в направлении от
боковых отделов туловища к пупку. У детей они обычно вызываются
слабо. Подошвенный рефлекс появляется после 2 лет. Рефлексы
со слизистых оболочек (корнеальный, глоточный) непостоянны и
также могут отсутствовать у здоровых детей.
Висцеральные и вегетативные рефлексы (глазосердечный, солнечного
сплетения, зрачковый) у детей проявляются неотчетливо.
Дермографизм вызывают штриховым раздражением кожи тупым
предметом. При этом на месте раздражения в норме образуется покраснение
кожи в виде полосы. При повышении тонуса парасимпатической
нервной системы полоса покраснения широкая и сохраняется
длительно. При повышении тонуса симпатического отдела наблюдается
побледнение кожи (белый дермографизм). Смешанный или валикообразный
дермографизм выявляется при вегетативной дистонии,
сочетается с повышенной потливостью ладоней, стоп, подмышечных
впадин, акроцианозом. Для оценки состояния вегетативной нервной
системы исследуют также терморегуляцию (кожную температуру в
различных частях тела), потоотделение, слезо- и слюнотечение.
|
|
Таблица. Состояние сознания, цикл сон/бодрствование новорожденного ребёнка. Модификация: p. 160, Shaffer D.R., Kipp K. Developmental Psychology: Childhood and Adolescence. 7th ed., Thomson Learning, 2007, 787 p., см.: Психология: Литература. Иллюстрации. |
№ |
State |
Description |
Daily duration in newborn (hours) |
1 |
Regular sleep |
Baby is still, with eyes closed and unmoving. Breathing is slow and regular.
|
8–9
|
2 |
Irregular sleep |
Baby’s eyes are closed but can be observed to move under the closed eyelids (a phenomenon known as rapid eye
movements, or REMs). Baby may jerk or grimace in response to stimulation. Breathing may be irregular. |
8–9 |
3 |
Drowsiness |
Baby is falling asleep or waking up. Eyes open and close and have a glazed appearance when open. Breathing is
regular but more rapid than in regular sleep.
|
1/2 - 3
|
4 |
Alert inactivity |
Baby’s eyes are wide open and bright, exploring some aspect of the environment. Breathing is even, and the body is
relatively inactive. |
2–3 |
5 |
Alert activity |
Baby’s eyes are open and breathing is irregular. May become fussy and display various bursts of diffuse motor
activity.
|
1–3
|
6 |
Swallowing reflex |
Crying |
Intense crying that may be difficult to stop and is accompanied by high levels of motor activity. |
1–3 |
Примечание:
|
Developmental Changes in Infant States
Two of the states in Table 5.2—sleep and crying—show regular patterns of change over
the first year and provide important information about the developmental progress a
baby is making.
Changes in Sleep
As infants develop, they spend less time sleeping and more time awake, alert, and attending
to their surroundings. By age 2 to 6 weeks, babies are sleeping only 14 to 16
hours a day; and somewhere between 3 and 7 months of age, many infants reach a
milestone that parents truly appreciate—they begin to sleep through the night and require
but two or three shorter naps during the day (Berg & Berg, 1987; St. James-
Roberts & Plewis, 1996).
From at least 2 weeks before they are born throughout the first month or two of life,
babies spend at least half their sleeping hours in REM sleep, a state of active irregular
sleep characterized by rapid eye movements (REMs) under their closed eyelids and brainwave
activity more typical of wakefulness than of regular (non-REM) sleep (Groome et
al., 1997; Ingersoll & Thoman, 1999). However, REM sleep declines steadily after birth
and accounts for only 25 to 30 percent of total sleep for a 6-month-old.
Why do fetuses and newborns spend so much time in REM sleep and why does it decline
so dramatically over the first few months? The most widely accepted theory is that
this active REM sleep early in life provides fetuses and very young infants, who sleep so
much, with enough internal stimulation to allow their nervous systems to develop properly
(Boismier, 1977). Consistent with this autostimulation theory is the finding that babies
who are given lots of interesting visual stimuli to explore while awake will spend less
time in REM sleep than infants who do not have these experiences (Boismier, 1977). Perhaps
the reason REM sleep declines sharply over the first 6 months is that the infant’s
brain is rapidly maturing, she is becoming more alert, and there is simply less need for the
stimulation provided by REM activity.
Few babies have problems establishing regular sleep cycles unless their nervous system
is abnormal in some way. Yet one of the major causes of infant mortality is a very
perplexing sleep-related disorder called crib death, or sudden infant death syndrome
(SIDS), that we will examine more carefully in the Box on p. 164.
|
|
Таблица. Сенсорные возможности новорожденного ребёнка. Модификация: p. 160, Shaffer D.R., Kipp K. Developmental Psychology: Childhood and Adolescence. 7th ed., Thomson Learning, 2007, 787 p., см.: Психология: Литература. Иллюстрации. |
№ |
Sense |
Newborn capabilities |
1 |
Vision |
Least-well-developed sense; accommodation and visual acuity limited; is sensitive to brightness; can
discriminate some colors; tracks moving targets.
|
2 |
Hearing |
Turns in direction of sounds; less sensitive to soft sounds than an adult would be but can discriminate
sounds that differ in such dimensions as loudness, direction, and frequency. Particularly responsive
to speech; recognizes mother’s voice. |
3 |
Taste |
Prefers sweet solutions; can discriminate sweet, salty, sour, and bitter tastes.
|
4 |
Smell |
Detects a variety of odors; turns away from unpleasant ones. If breast-fed, can identify mother by
the odor of her breast and underarm area. |
5 |
Touch |
Responsive to touch, temperature change, and pain.
|
Примечание:
|
• Sensation: the detection of sensory stimulation
• Perception: the interpretation of what is sensed
The Newborn’s Readiness for Life
• Survival reflexes help newborns adapt to their surroundings
and satisfy basic needs.
• Primitive reflexes are not as useful; their disappearance
in the first year is a sign that development is proceeding
normally.
• Newborn’ sleep-waking cycle becomes better organized
over the first year:
• Babies move into and out of six infant states in a
typical day and spend up to 70 percent of their time
sleeping
• REM sleep is characterized by twitches, jerks, and
rapid eye movements.
• Autostimulation theorists believe the function of
the REM state is to provide infants with necessary
stimulation that helps develop the central nervous
system.
• Sudden infant death syndrome is a leading cause of
infant mortality.
• Crying is the state by which infants communicate distress.
• A baby may be brain damaged if his cries are shrill
and nonrhythmic.
• Crying diminishes over the first 6 months as the brain
matures and caregivers become better at preventing infant‘
distress.
Research Methods Used to Study the Infant’s
Sensory and Perceptual Capabilities
• Methods of determining what infants might be sensing
or perceiving include:
• the preference method
• the habituation method
• the method of evoked potentials
• the high-amplitude sucking method
Infant Sensory Capabilities
• Hearing:
• Young infants can hear very well: even newborns can
discriminate sounds that differ in loudness, direction,
duration and frequency.
• They already prefer their motherЃfs voice to that of another
woman, and are quite sensitive to phonemic contrasts
in the speech they hear.
• Even mild hearing losses, such as those associated
with otitis media, may have adverse developmental effects.
• Taste, smell, and touch:
• Babies are also born with definite taste preferences, favoring
sweets over sour, bitter, or salty substances.
• They avoid unpleasant smells and soon come to recognize
their mothers by odor alone if they are breast-fed.
• Newborns are also quite sensitive to touch, temperature,
and pain
• Vision:
• Newborns can see patterns and colors and can detect
changes in brightness.
• Their visual acuity is poor by adult standards but improves
rapidly over the first 6 months.
Visual Perception in Infancy
• Visual perception develops rapidly in the first year:
• 0 to 2 months: Babies are Ѓgstimulus seekersЃh who prefer
to look at moderately complex, high-contrast targets,
particularly those that move.
• 2 to 6 months: Infants begin to explore visual targets
more systematically, become increasingly sensitive to
movement, and begin to perceive visual forms and recognize
familiar faces.
• 9 to 12 months: Infants can construct forms from the
barest of cues.
• Newborns display some size constancy but lack stereopsis
and are insensitive to pictorial cues to depth; consequently,
their spatial perception is immature.
• By the end of the first month, they become more sensitive
to kinetic cues and respond to looming objects.
• Infants develop sensitivities to binocular cues (by 3 to 5
months) and pictorial cues (at 6 to 7 months).
• Experiences through motor developments leads to a
fear of heights (as on the visual cliff) and to making
more accurate judgments about size constancy and
other spatial relations.
Intermodal Perception
• Signs that senses are integrated at birth:
• looking in the direction of sound-producing sources
• reaching for objects they can see
• expecting to see the source of sounds or to feel objects
for which they are reaching
• Intermodal perception:
• Intermodal perception is the ability to recognize by
one sensory modality an object or experience that is already
familiar through another modality.
• Possible once the infant can process through two different
senses.
Cultural Influences on Infant Perception
• Influences may involve losing the ability to detect sensory
input that has little sociocultural significance.
Basic Learning Processes in Infancy
• Learning:
• a relatively permanent change in behavior
• results from experience (repetition, practice, study, or
observations) rather than from heredity, maturation, or
physiological change resulting from injury
• Habituation:
• a process in which infants come to recognize and thus
cease responding to stimuli that are presented repeatedly
• the simplest form of learning
• may be possible even before birth
• improves dramatically over the first few months of
life
• Classical conditioning:
• A neutral conditioned stimulus (CS) is repeatedly
paired with an unconditioned stimulus (UCS) and,
eventually, the CS alone comes to elicit a response called
a conditioned response (CR).
• Newborns can be classically conditioned if the responses
have survival value, but are less susceptible to
this kind of learning than older infants.
• Operant conditioning:
• The subject first emits a response and then associates
this action with a particular outcome.
• Observational learning:
• This occurs as the observer attends to a model and
constructs symbolic representations of its behavior.
• These symbolic codes are stored in memory and may
be retrieved at a later date to guide the childЃfs attempts
to imitate the behavior he or she has witnessed.
• Infants become better at imitating social models and
may even display deferred imitation by the end of the
first year.
• Improvement enables children to rapidly acquire
many new habits by attending to social models.
|
|
Таблица. Развитие наиболее важных двигательных функций у детей = Age Norms (in Months) for Important Motor Developments (Based on European American, Latino, and African American Children in the United States). Модификация: p. 205, Shaffer D.R., Kipp K. Developmental Psychology: Childhood and Adolescence. 7th ed., Thomson Learning, 2007, 787 p., см.: Психология: Литература. Иллюстрации. |
№ |
Skill |
Month when 50% of infants have mastered the skill |
Month when 90% of infants have mastered the skill |
1 |
Lifts head 90° while lying on stomach |
2,2 |
3,2
|
2 |
Rolls over |
2,8 |
4,7 |
3 |
Sits propped up |
2,9 |
4,2
|
4 |
Sits without support |
5,5 |
7,8 |
5 |
Stands holding on |
5,8 |
10,0
|
6 |
Crawls |
7,0 |
9,0 |
7 |
Walks holding on |
9,2 |
12,7
|
8 |
Plays pat-a-cake |
9,3 |
15,0 |
9 |
Stands alone momentarily
9.8
13.0 |
9,8 |
13,0
|
10 |
Stands well alone |
11,5 |
13,9 |
11 |
Walks well |
12,1 |
14,3
|
12 |
Builds tower of two cubes |
13,8 |
19,0 |
13 |
Walks up steps |
17,0 |
22,0
|
14 |
Kicks ball forward |
20,0 |
24,0 |
|
Литература. Иллюстрации. References. Illustrations
Щелкни здесь и получи доступ в библиотеку сайта! Click here and receive access to the reference library!
- Bremner G., Fogel A., Eds. Blackwell Handbook of Infant Development = Развитие новорожденного, Blackwell, 2002, 792 p.
Учебное пособие. Доступ к данному источнику = Access to the reference. URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0 quotation
- Bremner G., Wachs T.D., Eds. Blackwell Handbook of Infant Development = Развитие новорожденного, Blackwell, 2002, 792 p.
Учебное пособие. Доступ к данному источнику = Access to the reference. URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0 quotation
- Bremner J.G., Wachs T.D., Eds. The Wiley-Blackwell Handbook of Infant Development, Applied and Policy Issues = Развитие новорожденного. Приложения, 2nd ed. Blackwell, 2010, 718 p.
Учебное пособие. . Доступ к данному источнику = Access to the reference. URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0 quotation
- Bremner J.G., Wachs T.D., Eds. The Wiley-Blackwell Handbook of Infant Development, Basic Research = Развитие новорожденного. Основы научных исследований, 2nd ed. Blackwell, 2010, 718 p.
Учебное пособие. . Доступ к данному источнику = Access to the reference. URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0 quotation
- Goswami U., Ed. The Wiley-Blackwell Handbook of Childhood Cognitive Development = Развитие познавательных способностей детей, 2nd ed., Blackwell, 2010, 818 p.
Учебное пособие. . Доступ к данному источнику = Access to the reference. URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0 quotation
- Hoff E., Shatz M., Eds. Blackwell Handbook of Language Development = Развитие языка, Blackwell, 2007, 582 p.
Учебное пособие. Доступ к данному источнику = Access to the reference. URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0 quotation
- Shaffer D.R., Kipp K. Developmental Psychology: Childhood and Adolescence = Психология развития детей и подростков. 7th ed., Thomson Learning, 2007, 787 p. Учебное пособие.
Доступ к данному источнику = Access to the reference. URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0 quotation
- Shepherd P., Huey W., Shepherd N. Resources for personal development & transformation of body, mind and spirit = Преобразование тела, души и духа. Развитие личности. Trans4mind Ltd, 1997-2013.
Сайт. Популярные статьи. Ресурсы Интернет. . Доступ к данному источнику = Access to the reference. URL: http://www.trans4mind.com/index.html quotation
- Smith P.K., Hart C.H., Eds. The Wiley-Blackwell Handbook of Childhood Social Development = Социальное развитие детей, Blackwell, 2011, 792 p.
Учебное пособие. Доступ к данному источнику = Access to the reference. URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0 quotation
- Teti D. Handbook of Research Methods in Developmental Science = Научные методы в науках о развитии. Wiley-Blackwell, 2004, 584 p.
Учебное пособие. Доступ к данному источнику = Access to the reference. URL: http://www.tryphonov.ru/tryphonov/serv_r.htm#0 quotation
СИСТЕМА РЕПРОДУКЦИИ: ОГЛАВЛЕНИЕ
СИСТЕМА РЕПРОДУКЦИИ: ТАБЛИЦЫ
СИСТЕМА РЕПРОДУКЦИИ: ИЛЛЮСТРАЦИИ
СИСТЕМА РЕПРОДУКЦИИ: ЛИТЕРАТУРА
«Я У Ч Е Н Ы Й И Л И . . . Н Е Д О У Ч К А ?» Т Е С Т В А Ш Е Г О И Н Т Е Л Л Е К Т А
Предпосылка: Эффективность развития любой отрасли знаний определяется степенью соответствия методологии познания - познаваемой сущности. Реальность: Живые структуры от биохимического и субклеточного уровня, до целого организма являются вероятностными структурами. Функции вероятностных структур являются вероятностными функциями. Необходимое условие: Эффективное исследование вероятностных структур и функций должно основываться на вероятностной методологии (Трифонов Е.В., 1978,..., ..., 2015, …).
Критерий: Степень развития морфологии, физиологии, психологии человека и медицины, объём индивидуальных и социальных знаний в этих областях определяется степенью использования вероятностной методологии.
Актуальные знания: В соответствии с предпосылкой, реальностью, необходимым условием и критерием...
... о ц е н и т е с а м о с т о я т е л ь н о: — с т е п е н ь р а з в и т и я с о в р е м е н н о й н а у к и, — о б ъ е м В а ш и х з н а н и й и — В а ш и н т е л л е к т !
|
♥ Ошибка? Щелкни здесь и исправь ее! Поиск на сайте E-mail автора (author): tryphonov@yandex.ru
|