Трифонов Е.В.
Антропология:   дух - душа - тело - среда человека,

или  Пневмапсихосоматология человека

Русско-англо-русская энциклопедия, 18-е изд., 2015

π

ψ

σ

Общий предметный алфавитный указатель

Психология Соматология Математика Физика Химия Наука            Общая   лексика
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z


СИСТЕМА КОНСТРУКТОВ ЛИЧНОСТИ
personal constructs system ]

      Динамическая развивающаяся иерархическая система конструктов специфичная каждому индивиду, используемая индивидом для организации собственного поведения.
     Термин индивидуальные конструкты, конструкты личности предложен более 50 лет назад Джорджем Келли (George A. Kelly, 1905-1967, американский математик, клинический психолог, автор и основатель оригинального научного направления: психология конструктов личности. Kelly, G. A. The Psychology of Personal Constructs. Volume 1: A Theory of Personality. Volume 2: Clinical Diagnosis and Psychotherapy. New York. Norton. 1955, Перевод на русский: Теория личности. Психология личных конструктов. Перевод и научная редакция А.А.Алексеева. Речь, СПб 2000. URL : http://why.botik.ru/educ/PSYCHOLOGY/Library/Kelly/Kelly-main.ru.html.
     По представлениям Джорджа Келии и его современных последователей человек для организации своего поведения использует иерархическую систему собственных прогнозов или установок, моделей будущего. Эта система и ее компоненты сознательно или неосознанно конструируются человеком в процессе опыта. Осознанные и сформулированные характеристики моделей будущего (разного уровня иерархии) Келли назвал индивидуальными конструктами (конструктами личности). Индивидуальные конструкты, по мнению Дж. Келии, являются инструментом антиципации - универсального принципа организации поведения.
     Главным инструментом психологии конструктов личности является разработанный Джорджем Келли метод репертуарных решеток. Метод репертуарных решеток находит широкое применение во всех сферах деятельности человека. Вместе с тем, между представлениями Дж. Келли о значении антиципации в поведении человека и методом репертуарных решеток существует громадная пропасть. Именно потому нередко метод репертуарных решеток используют в полном отрыве от концепций о конструктах личности Дж.Келли и от психологии вообще. По-видимому это связано с тем, что Дж. Келли не смог преодолеть той границы знаний об антиципации (предвидении, прогнозировании), которая существовала в науке до него (Библейские Пророки, Коранические пророчества, Сеченов И.М. , Павлов И.П., Узнадзе Д.Н., Бернштейн Н.А., Анохин П.К. и мн. др.). Очень вероятно, что причиной тому была ограниченность методологии Дж.Келии, детерминистской методологии, на которой основывались и его предшественники. Детерминистская методология просто не позволяла идти дальше. Метод репертуарных решеток не предназначен ни для выявления прогнозов, ни для выявления степени реализации прогнозирования. Следовательно метод репертуарных решеток не обладает специфичностью по отношению к предмету познания - антиципации, слабо соответствует этому предмету. Это прекрасный универсальный метод, но не метод исследования антиципации. Именно из-за отсутствия этой специфичности метод репертуарных решеток в оригинальной версии не дополняет представлений об антиципации, они остаются у Келли и его современных последователей на уровне концепций, но не теории, как и у их многочисленных предшественников.
     Представления в данной области знаний могут обрести право назваться теорией тогда, когда они в своем развитии дойдут до обретения специфичного метода, универсального для любых объектов, обладающих функцией антиципации. Возможность развития этих представлений возникла только с использованием в науке вероятностной методологии (Трифонов Е.В., 1972, …, ...). Именно так появился в психофизиологии термин «прогнозирование» (Трифонов Е.В., 1972, …, ...), имеющий новое значение. Использование вероятностной методологии привело к созданию универсального метода (Трифонов Е.В., 1972, …, ...) исследования прогнозирования. Этот метод позволяет объективно оценить степень реализации прогнозирования у индивида в конкретных психофизических системах разной сложности. А это, в свою очередь, открывает новые пути для управления поведением человека в норме (организация деятельности) и при патологии (лечение). Наличие такого метода переводит знания о прогнозировании с уровня концепций на уровень теории.
      Материалы касающиеся метода репертуарных решеток достаточно широко представлены в Интернет. (См. Метод репертуарных решеток: Ресурсы Интернет).

Google

В отдельном окне: 

     
«Я    У Ч Е Н Ы Й    И Л И . . .    Н Е Д О У Ч К А ?»
    Т Е С Т    В А Ш Е Г О    И Н Т Е Л Л Е К Т А

Предпосылка:
Эффективность развития любой отрасли знаний определяется степенью соответствия методологии познания - познаваемой сущности.
Реальность:
Живые структуры от биохимического и субклеточного уровня, до целого организма являются вероятностными структурами. Функции вероятностных структур являются вероятностными функциями.
Необходимое условие:
Эффективное исследование вероятностных структур и функций должно основываться на вероятностной методологии (Трифонов Е.В., 1978,..., ..., 2015, …).
Критерий: Степень развития морфологии, физиологии, психологии человека и медицины, объём индивидуальных и социальных знаний в этих областях определяется степенью использования вероятностной методологии.
Актуальные знания: В соответствии с предпосылкой, реальностью, необходимым условием и критерием... ...
о ц е н и т е   с а м о с т о я т е л ь н о:
—  с т е п е н ь  р а з в и т и я   с о в р е м е н н о й   н а у к и,
—  о б ъ е м   В а ш и х   з н а н и й   и
—  В а ш   и н т е л л е к т !


Любые реальности, как физические, так и психические, являются по своей сущности вероятностными.  Формулирование этого фундаментального положения – одно из главных достижений науки 20-го века.  Инструментом эффективного познания вероятностных сущностей и явлений служит вероятностная методология (Трифонов Е.В., 1978,..., ..., 2014, …).  Использование вероятностной методологии позволило открыть и сформулировать важнейший для психофизиологии принцип: генеральной стратегией управления всеми психофизическими структурами и функциями является прогнозирование (Трифонов Е.В., 1978,..., ..., 2012, …).  Непризнание этих фактов по незнанию – заблуждение и признак научной некомпетентности.  Сознательное отвержение или замалчивание этих фактов – признак недобросовестности и откровенная ложь.


     ♥  Ошибка?  Щелкни здесь и исправь ее!                                 Поиск на сайте                              E-mail автора (author): tryphonov@yandex.ru

π

ψ

σ

Санкт-Петербург, Россия, 1996-2015

Copyright © 1996-, Трифонов Е.В.

Разрешается некоммерческое цитирование материалов данной энциклопедии при условии
полного указания источника заимствования: имени автора, названия и WEB-адреcа данной энциклопедии


 
Всего посетителей = Altogether Visitors :  
Посетителей раздела «Психология» = Visitors of section «Psychology» :